Мультиинструменталист и его психоделические поиски. Интервью с MITYA
Специально для рубрики "Сетап" ALLFORDJ побывали на концерте у молодого и талантливого музыканта Мити Бурмистрова, который соединяет в своём творчестве классический psychedelic, современные музыкальные технологии и звуки татарских сёл.
MITYA — психоделик-поп проект Мити Бурмистрова, музыканта мультиинструменталиста из Казани. За относительно короткий срок Митя уже успел стать звездой youtube и чемпионом по битбоксу, снять документальный минисериал совместно с Red Bull, поиграть свою музыку с оркестром и даже засветиться на фестивале Ableton Loop в качестве участника вместе с Lee Scratch Perry, DJ Jazzy Jeff и прочими. Конечно, самое главное на сегодняшний день, с чем мы рекомендуем вам ознакомиться — это его три мини-альбома психоделической музыки, где практически все партии он написал и исполнил самостоятельно. Павел Згордан из ALLFORDJ сходил на концерт Мити и специально для наших подписчиков кроме всего прочего выяснил, как можно одновременно петь, играть на гитаре, крутить эффекты, а также рулить Ableton Live на нескольких контроллерах сразу.
Сцена бара "Мумий Тролль", Митя заканчивает саундчек, но что-то пошло не так с контроллером Faderfox FT3.
М: Вот эти регуляторы я назначил на всякие слайсеры и глитчи, но всё сбилось, позавчера весь вечер на это потратил, нашёл классные настройки, не хотелось бы сейчас всё переделывать.
П: Так, это у тебя Ableton Live с аудиоклипами, а сверху на дорожки ты вешаешь всякие глитчевые эффекты типа Sugar Bytes Turnado?
М: Да, все инструменты экспортированы в аудио, чтобы меньше грузилась система, и на некоторых подгруппах эффекты, чтобы можно было делать всякие интро и переходы между треками (запускает проект и снова пытается понять, что не так с девайсом, у которого сбились настройки).
П: Часто такое бывает, когда что-то сбивается прямо перед лайвом.
М: Ну ладно, это ещё такой момент, я не уверен, что я бы стоял и глитчил барабаны, когда в руках гитара, и при этом нужно помнить, что дальше идёт, слова не забыть, партии. Но всё равно интереснее, когда есть ощущение, что ты можешь что-то ещё добавить и самого себя порадовать невзначай. Сейчас что-нибудь накручу, просто там были такие настроечки, которые я сейчас уже не сделаю, это было мимолётное совершенство, которое я упустил навсегда. Всё сбилось, ужас, наверное, я всё-таки сделаю маппинг заново. (Крутит ручки, в итоге получается интересная сбивка) В принципе, уже то, что нужно.
П: Turnado, наверное, у Beardyman (известный битбокс-музыкант. - Прим. ред.) подсмотрел?
М: Нет, но на самом деле у нас с ним очень странные взаимоотношения, например, мы очень часто какие-то то каверы одинаковые делали. Естественно, что в начале я много чем у него вдохновлялся, а потом понял, что я как-то слишком по его стопам пошёл и даже начал мыслить похоже. Turnado я нашёл через какой-то аблетоновский туториал, и потом узнал, что Beardyman построил свою новую программу как раз на этом плагине и другом софте от Sugar Bytes. Тогда я подумал, что, ёлки-палки, пора что-то поменять или, наоборот, принять.
П: Музыка у вас абсолютно разная, так что всё окей.
М: Мы с ним уже два года пытаемся песню записать, я ему что-то посылаю, он говорит:“о, ничего себе, давай запишем”, и всё никак не получается. Так, погоди, сейчас последнее (продолжает маппить ручки на эффекторе). Всё, достаточно.
П: Если хотя бы парочку этих эффектов за сет успеешь применить, будет уже хорошо.
М: Да, абсолютно.
П: На Ableton Push ты что, в основном, делаешь?
М: Запускаю сцены, клипы, и тут ещё у меня есть две ручки на мастере, одна с Low-Pass фильтром и ревером, вторая с дилэем для того, чтобы переходить на другой трек.
П: Я вижу, что ты используешь назначение BPM на сценах.
М: Да, скорость автоматически переключается при переходе на следующую песню. Ещё на прошлом концерте с этой программой я просто треки заканчивал и начинал следующие, а сейчас стараюсь сделать интереснее и для себя и для зрителей, свожу песенки, делаю переходы.
П: Native Instruments Maschine ты юзаешь в каком-нибудь номере для фингер-драмминга?
М: Хаха, точно, драм-соло (изображает виртуозный фингер-драмминг). Нет, на самом деле тут у меня забиты звуки и эффекты для сочетания каких-то сцен. Ещё есть семплы для разных песен, в том числе записи бабушек и всяких инструментов, которые я записывал в своей поездке по сёлам Татарстана. Вот, например, для песни Flower звуки, которыми я могу там как-то поджемить. На Faderfox, как мы уже выяснили, глитчевые эффекты. Это всё на самом деле так достаточно экспериментально, и я думаю, от чего бы ещё отказаться.
П: Ещё от чего-то отказаться? Выглядит достаточно минималистично.
М: Вот эта часть ладно, а посмотри сюда (показывает на пол, где в ряд стоят гитарные педали), и это я ещё пару больших педалей не взял, которые использовал на голосе, от них просто мороки много и для техников, и для меня.
П: Объясни, почему ты не взял сразу крутой гитарный процессор эффектов, где всё в одном?
М: Раньше я использовал Guitar Rig, просто в линию включал гитару в карту RME Babyface и мне всё нравилось, потом я на студии Red Bull, когда записывал третий альбом, начал трогать эти штучки. И вот, началось всё с wah-wah педали Cry Baby, которую мне подарил брат на день рождения этим летом, и пошло-поехало, я всё это скупил буквально за пару месяцев, сейчас учусь с ними играться. Есть питчер, есть фузз Zvex совершенно больной, тут ещё дилэй, ревер, ток-бокс.
П: На саундчеке я ещё кроме ток-бокса заметил у тебя какой-то вокодер, это VST типа Tim Exile's The Mouth?
М: Нет, это обычный встроенный в Ableton Live вокодер, ноты прописаны уже в MIDI, и я пою в специальный микрофон, который я для этой песни вожу, получается такой специфический голос.
П: Ясно, а я подумал, что это что-то из тех вокодеров, которые преобразуют мелодию голоса в синтезатор по типу audio-to-midi.
М: Да, можно и так сделать, просто у меня нет этого плагина.
П: В целом, у тебя получился весьма классический сетап для выступлений с использованием Ableton Live.
М: На самом деле это всё легко, но пока до этого всего дойдёшь, башка уже вскипит сто раз. Два года назад я просто по очереди проекты переключал.
П: Хаха, и ещё можно стендапить между песнями!
М: Ага, типа: “Заходят в бар лошадь и барсук, заходят лошадь и барсук, слышите?” (Изображает нерадивого комика и возмущённые крики из зала).
П: У меня есть знакомые, которые тоже переключали проекты, только между треками в плеере ставили всякий эмбиент. Сейчас получается, что у тебя минимум дорожек, чтобы в пуше сильно не путаться при игре?
М: Да, ещё я использую функцию follow actions для автоматизации переключений между сценами, а некоторые сцены бесконечные, я останавливаюсь на них, чтобы поджемить подольше, и переключаю на следующие уже вручную. Но как бы тут я не заморачивался с этим стаффом, людям всё равно больше нравятся вот эти штуки (показывает маракасы и трещётку) — просто, человеческий фактор.
П: Чем отличается твой студийный сетап от живого?
М: У меня там ещё электронные барабаны, миди-клавиатура. Никуда ничего такого объёмного не вожу, чтобы не сойти с ума и не стать качком, я же езжу один.
П: Ты же и все партии пишешь сам. По звучанию похоже на что-то вроде Tame Impala и подобных, но при этом у тебя свой мелодический узнаваемый почерк, и поэтому в целом ты не похож на тех ребят.
М: Tame Impala, конечно, уважаю, особенно, до последнего альбома. Просто я понял, что люди, типа меня или Кевина Паркера того же (лидер Tame Impala. - Прим. ред.), воспитаны на одной и той же музыке, это всякие Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd и так далее.
П: Короче, конец 60-х и 70-е, музыка, которую слушали наши родители.
М: Да, именно, и способы записи и обработки схожи, вот, например, я понял всю прелесть плёнки, всё прогоняю через неё. Очередное сходство в копилку.
П: Композиция у тебя в треках достаточно продуманная, выдержанная кульминация и так далее, но при этом ты несколько раз говорил, что у тебя нет музыкального образования. Получается, ты сейчас чисто интуитивно используешь композиционные приёмы, основываясь на своём опыте прослушивания.
М: Да, мне кажется, много таких музыкантов. Мне нравится отсутствие образования тем, что нет рамок. Рамки, конечно, иногда полезны, и в студии, и в лайве, но когда у тебя много знаний музыкальных, то это может наоборот сыграть злую шутку. У меня есть один знакомый, который жаловался мне, что боится брать какой-то минорный аккорд, потому что переживает, что его засмеют. Реально люди думают, что что-то может быть неправильно. Самое главное — не перегнуть палку. На гитаре я вот сейчас начал активнее заниматься, смотреть разные уроки, потому что хочется быстрее и лучше выражать свои мысли и, конечно, играть на лайвах увереннее. На студии можно с сотого дубля записать партию, а на концерте такого уже себе не позволишь. Образования нет, но вот, образовываюсь.
П: Ты находишься сейчас в каком-то поиске формы? Сначала ты был битбоксером, то есть, начал с минимума, потом начал обрастать инструментами, потом даже сыграл с оркестром, сейчас записал альбом с сельскими филд-рекордами, это всё о поиске музыкальной формы?
М: Оркестр, кстати, сам на меня вышел, написали мне вконтакте. Это очень здорово, я рад, что с ними получилось выступить, потому что я по-серьёзному тогда встал на тропу музицирования и выступлений. Я в первый раз пел песни и играл на гитаре на публике. На том концерте я научился петь, практически. Меня просто бросили в воду посреди океана.
П: Кажется, это лучший способ научиться чему-то.
М: Да, я и в тур поехал в первую очередь, чтобы быстрее научиться всему. Вот, во время интервью слетел маппинг, бац-бац, всё поправили, это же круто. Что касается поисков, да, я нахожусь в поиске. Это всё приводит к формированию некоего послужного списка. Я только недавно осознал, что за короткое время успел выступить с оркестром, поиграть сольно и с группой, поездить по деревням со съёмочной группой, и в интернете что-то происходит.
П: 13 миллионов просмотров на твоём ролике с битбоксом — это не шутки.
М: Битбокс — это, всё-таки, другая история, но если говорить о послужном списке, да, туда можно это включить. Я понял, что каждый новый виток должен быть интересным для себя. Например, в последнее время у меня в голове мысль сделать рок-оперу, я думаю, что это будет здорово. Ищешь актёров, пишешь музыку и так далее.
П: Будет интересно заценить. Следующий вопрос очень важен для многих, так как наша аудитория охватывает всю Россию и СНГ. Начнём с того, что у многих стереотип насчёт географии — если ты живёшь не в Москве и не в Питере, например, то у тебя не получится добиться каких-то достойных результатов. Твой же пример весьма вдохновляющий, так как, проживая в Татарстане, ты уже дал о себе знать по всему миру. На Ableton Loop, знаешь ли, не так уж и много российских музыкантов выступало, ты, вроде, единственный пока что. Короче, надо вселить веру в людей, что можно добиться результатов, проживая хоть где.
М: Это типичная история, когда меня спрашивают в Казани: ”Что ты делаешь в Казани?” Очень частый вопрос, я всегда раньше удивлялся и говорил, что это шикарный город, меня всё устраивает, родители, друзья, студия. Сейчас я понял, что все эти ущемления в головах. У всех есть эти лимиты, которые поставлены какой-то внешней банкой, как в том опыте с блохами (смотрите "Блохи в банке" на youtube. - Прим. ред.) “Ой, я в Казани, и дальше Казани ничего не сделаю”. Так всех и засасывает в свадебные кавер-группы или что-то подобное, хотя люди и могли что-то даже писать и сочинять. Естественно, что в каком-нибудь Лос-Анджелесе проще найти чувака, который знает кого-то, кто знает владельца лейбла, чтобы передать ему свою демку. Но ты же можешь из своего города выбираться, чем я и занимаюсь. Вот поехал в тур, потом собираюсь в те же штаты, потом мы с ребятами из одной группы делаем совместный тур по Европе, то есть, всё в наших силах. Если не нравится в своём городе, то приезжай в Москву или куда-то в Европу, заряжайся энергией и езжай обратно. Да и сидя в Казани можно было чего-то добиться. У нас же эра интернета, мать его! Вот, мне повезло семь лет назад с этим вирусным роликом, потом про первый альбом, оказывается, даже были какие-то крутые рецензии, куда я отсылал. Главное, делать что-то оригинальное, что тебе самому нравится и при этом ты не подстраиваешься под кого-то. Очень важно искать единомышленников, вот я хочу как раз из Казани уехать на месяц, потому что не хватает сейчас людей воодушевлённых. Я же знаю, что у нас есть крутые современники, с которыми можно пообщаться и вдохновиться как-то. Они же тоже где-то сейчас тусуют, с ними можно пообщаться про музыку, тебе дадут какой-нибудь совет, и у тебя мозг закипит. Ааа! (С дикими глазами начинает изображать успешного коуча) Верьте в себя! Записывайтесь на мой семинар! Десять тысяч рублей за пять лет!
П: Хаха, записываюсь! Ты сказал про Европу, отслеживаешь, где у тебя больше аудитории? Ты, всё-таки, поёшь на английском.
М: Я не слежу за какими-то числами, просто когда открываю рот и начинаю что-то петь, обычно, проще получается на английском. К третьему альбому я даже научился наконец-то писать тексты про что-то настоящее, а не придумывать сказки.
П: Кстати, у тебя тема психоделии и сюрреализма чётко прослеживается, тема снов постоянно раскрывается. Тебе снится музыка?
М: Да, абсолютно верно.
П: И много у тебя треков, которые тебе сначала приснились?
М: Из выпущенного, вроде, ничего. Это безумно романтичная идея, иногда я просыпаюсь, а у меня в голове от начала до конца песня готовая. Думаешь, как же это всё круто, напеваешь, в 3 ночи или в семь утра бежишь на студию. Но это сложно, потому что всё вылетает из головы до того, как успеваешь записать. Слава богу, я нашёл, как сны связать с музыкой, вот песню Boat написал о значимых снах из своей жизни, потом клип смонтировал из отрывков фильма про сны Waking Life. Заготовки для второго альбома я написал за ночь, тоже схожесть, я был в очень сонном состоянии.
К Мите подходят его московские друзья, которым тоже не терпится с ним поболтать.
П: Отлично, значит, будем ждать новых треков. Вижу, тебе пора бежать, так что пожелаем отличного тура, спасибо за рассказ и за музыку!
М: Спасибо вам!
Для получения актуальной информации о выступлениях и релизах MITYA подпишитесь на его паблик в VK.
Текст и фото: Павел Згордан
- Комментарии