Arturia | Keystep 37 — идеальный MIDI и Modular контроллер
Больше клавиш, больше арпеджио, полифоническое секвенсирование, расширенный режим Chord, управление MIDI и возможности тонкой настройки могут сделать Keystep 37 главным MIDI и Modular контроллером современности. Вот наше ревью.
Keystep 37
Первый Keystep был отличной клавиатурой, которая имела невероятно полезные CV/Gate/Modulation выходы. Она стала хитом, так как позволяла мгновенно превращать привычный модуляр в нечто неизведанное. Вот только она была немного простовата. KeyStep Pro в свою очередь, наоборот, со всеми своими клавишами, 4 каналами полифонического секвенсирования шагов, программированием драм-машин и слоев вольтажа, хоть и был очень мощным MIDI/Modular секвенсором, тем не менее оказался слишком сложен для людей, имеющих в своей коллекции относительно небольшое количество модулей. Очевидно, что не хватало золотой середины, и, кажется, Keystep 37 решил ей стать.
Первые впечатления
Первое, что замечаешь это вес клавиатуры. Это крепкий девайс с металлическими деталями и соответствующим ощущением от использования. Прорезиненные ручки кажутся надежными и уверенно сидят на отведенном им месте, из чего легко сделать вывод, что на сборке не пожалели, а значит и прослужит аппарат при должном обращении долго.
Питание не поставляется в комплекте, но соответствующий разъем есть. В принципе, это не страшно, ведь питаться клавиатура может и по USB. Arturia поменяли microUSB на обычный Type-B разъем и выделили это изменение как положительное, из чего можно сделать вывод, что последний разъем проявил себя как более надежный.
Из других вариантов разъемов есть Pitch, Gate и Modulation CV, которые будут особенно полезны в работе с модульными и аналоговыми синтезаторами, Sync IN/OUT, Sustain pedal и старый добрый MIDI IN/OUT. Еще одной приятной мелочью является наличие кнопки отключения питания — это странно, но на многих клавиатурах, питаемых по USB, ее нет, из-за чего по ночам они горят похлеще звезд, что вполне может мешать сну.
Аккорды
Режим Mode на оригинальном KeyStep был базовой возможностью запоминания аккордов и проигрывания их с помощью соответствующих клавиш. На KeyStep 37 это возможность получила 4 новых кнопки и дисплей. Идея режима Chord в том, чтобы взять одну ноту и построить от нее аккорд. Теперь можно использовать свои и 11 встроенных типов аккордов. Среди аккордов есть октавы, квинтаккорды, с пониженным/повышенным терцевым тоном, минор, мажор, септаккорды, нонаккорды и ундецимаккорды — все это разнообразие выбирается с помощью первой ручки. Немного причудливый дисплей показывает, что в данный момент выбрано. Ручка Notes отвечает за количество нот в аккорде — от 2 до 16. С ней достаточно интересно поиграться, так как иногда получается очень даже интересно.
Дальше идет ручка VEL>NOTES, которая сначала немного сбивает с толку, но затем понимаешь, что она отвечает за громкость отдельно взятых нот в аккорде — чем сильнее нажимаешь аккорд, тем сильнее проявляются отдельные ноты. Если выставить ручку на 99%, то при слабом нажатии отчетливо будет звучать только тоника. Достаточно неожиданная и интересная функция.
Последняя ручка Strum отвечает за эффект боя при проигрывании аккордов. Скорость боя можно настроить от практически мгновенной до арпеджио, синхронизированного с темпом. Похоже, это было бы полезно на модулярах или монофонических синтезаторах, где режи Chord иначе вообще бы не имел смысла, но, к сожалению, ноты из аккорды, сыгранного боем, нельзя пустить через CV выход.
Кнопка Shift позволяет превратить эти 4 ручки в 4 банка из 4 MIDI CC управляющих для маппинга на любом MIDI синтезаторе — удобно!
Арпеджиатор
Один из самых полезных функционалов, который можно встретить повсеместно, хотя KeyStep 37 пытается показать что-то новое. Наравне с классическими режимами up/down/sideways Arturia решили пару свежих и у них получилось сделать их действительно интересными.
Режим “Walk” базируется на вероятности. В 50% случаев он переходит к следующей ноте, в 25% случаев он повторно проигрывает ту же ноту и в 25% он движется в обратную сторону. Этот режим порождает неожиданные вариации в зависимости от нажатой ноты.
Режим “Pattern” создает новую случайную последовательность при каждом последующем нажатии ноты. Он отлично подходит для генерации бас партий, мелодий и интересных последовательностей без особых усилий. Арпеджиатор часто используют именно для того, чтобы пока ты играешься со звуками тебе что-то подыгрывало, а новый режим “Pattern” справляется с этой задачей особенно интересно.
Еще порадовало, что можно ставить арпеджиатор на паузу и заново запускать его без необходимости заново набирать ноты.
Секвенсор
На KeyStep 37 только одна дорожка секвенсора и именно в этом он уступает KeyStep Pro. Зато KeyStep 37 имеет восьми нотную полифонию и может работать с 64 шагами. В отличии от Pro на 37 нет метронома, поэтому, если захочется записать live-последовательность, придется найти что-то чему можно подыграть. Жмешь “запись”, играешь, жмешь “проиграть” и последовательность запускается, идеально ложась в темп. Все безумно просто. С помощью кнопки Tap Tempo легко делать паузы и переходы в секвенции.
Что касается полифонии, то это значит, что на KeyStep 37 вы можете играть одновременно несколько нот. Нет возможности редактировать их по отдельности, но пока секвенсор в режиме записи вы можете накладывать ноты поверх. В режиме mono, в одной точке может находиться только одна нота, а вот в режиме poly ноты будут накладываться. Таким образом можно наслаивать множества разнообразных мелодий, аккордов, вариаций. Стоить напомнить, что KeyStep может одновременно управлять CV/gate, MIDI и USB MIDI одновременно, и пользоваться всем этим богатством безумно весело.
Можно транспонировать секвенцию одним нажатием клавиши, а еще включать режим “Keyboard play”, который позволяет играть на клавишах не затрагивая параллельно проигрываемую секвенцию. Это отличная функция как для полифонических, так и для монофонических синтезаторов. Так же есть функция, которая позволяет изменять MIDI канал во время игры, что позволяет переключаться между звуками прямо во время проигрывания мелодии.
В режиме “Sequencer” ручка режима “Arpegiator” начинает отвечать за 8 секвенций, между которыми можно быстро и удобно переключаться. С помощью кнопки shift можно выбрать секвенции, не запуская их. Как только секвенция будет выбрана, отпустите кнопку shift и она запустится.
С помощью приложения MIDI Control Centre для компьютера можно менять, сохранять и загружать последовательности, а также настраивать другие аспекты KeyStep 37. То есть перед гигом можно заранее насоздавать кучу паттернов и загружать их по ходу дела.
Заключение
Keysptep 37 — это удивительно сбалансированный MIDI и Modular контроллер. В нем ровно столько разнообразия сколько надо для того, чтобы порадовать и не грузить лишним. Клавиатура небольшая и не то, чтобы потрясающая, но достаточная для того, чтобы творить и приятно работать с арпеджио и секвенциями. Дополнительный диапазон нот радует, а сами клавиши чувствительны к нажатию и имеют функцию aftertouch. Дисплей отличный и отображает темп, показатели ручек. LED’ы над клавишами также являются приятным бонусом. С арпеджиатором и секвенсором приятно работать. Можно сказать, что это устройство, с которым проще выступать, чем с тем же Pro, и которое особенно легко использовать в паре с драм-машиной.
Единственное, что напрягает, так это отсутствие развития темы CV. С появлением лучшего арпеджиатора и секвенсора стало комфортнее всем, но нет, например, ничего похожего на запись CV модуляций. Модуляции посылают CV из аналогового выхода Mod, и было бы замечательно, если бы эти движения можно было записать в секвенсор, ну, или, было бы замечательно, если бы Arturia добавили еще один выход CV с ручкой Alternative Gate Patterns.
Приобретя KeyStep 37, вы получите небольшой, но уверенный аппарат на уровень выше, чем KeyStep, который сам по себе является отменным продуктом. Новинка обязательно порадует тех, у кого в наличии уже накопилась небольшая коллекция MIDI и modular аппаратуры.
- Комментарии