Сетап: Somatik Sound System
Всегда интересно посмотреть, что там за оборудование на столе у артистов. Чтобы не отвлекать музыкантов во время сета, вы можете заранее ознакомиться с их оборудованием в рубрике “Сетап”. Вы узнаете, каким оборудованием пользуются артисты, как устроен их творческий процесс и выступления. Первыми мы рассмотрим сетапы андеграундной формации Somatik Sound System, участники которой живьём играют медленное экспериментальное техно.
Perforated Cerebral Party
Для живых выступлений мы используем два Akai MPC 2500, аналоговый бас-синтезатор Korg Volca Bass и DJ-микшер Pioneer. Обычно указываем в райдере 900-й, но в целом подходят все пионеровские пульты с блоком эффектов — с ними мы можем создавать импровизированные дропы на ходу. Причин использования олдскульного и аналогового оборудования несколько: корни музыки somatik в урбан-культуре, любовь к характерному жирному низкому звуку, коллажное построение наших композиций и возможность живой игры сэмплами.
В студии мы строим музыку из сэмплов, используя Adobe Audition. Звуки нашего изготовления, но это всё-таки больше коллаж, нежели синтез. Когда мы используем синтезаторы, будь-то железо или VST, то всё равно выгоняем wav. Эта хитрость позволяет ускорить процесс написания. Мы как бы сознательно отсекаем возможность что-то ещё подкрутить в синтезе. Такой соблазн всё время возникает хотя бы из-за того, что звук при долгом повторном прослушивании приедается и часто появляется ложное ощущение, что надо что-то изменить. Это просто наш метод не задерживать треки в столе.
Сознательное ограничение себя в выразительных средствах — тоже приём, позволяющий проще получать интересные результаты. Когда ты ограничен двумя железками с памятью всего по 128Мб за одну загрузку, ты вынужден экономить место и использовать только то, без чего действительно композиция не "живёт". Так отфильтровываются лишние, порой ненужные нюансы, на большом концертном звуке превращающиеся в шум, который режет ухо и замыливает картинку. Использование заранее откомпрессированных в студии сэмплов и лупов даёт возможность не таскать с собой реки с обработкой и компрессорами, которые в итоге ты не трогаешь на лайвах. Это облегчает жизнь в поездках. Наш сетап умещается в регламентированную ручную кладь в самолете, а значит он не пострадает от грубого обращения при погрузке и нет риска потерять его, как иногда бывает с багажом при пересадке.
И, наконец, самое важное — "горячее подключение". Часто на фестивалях и рейвах нам приходится подключаться и отключаться прямо на ходу во время мероприятия. Наше полное подключение занимает 5 минут, а опыт и методы создания и игры, о которых мы писали выше, позволяют нам без саундчека звучать качественно, просто выставив всё в нули на пульте. Это облегчает взаимопонимание со звуковиками (особенно иностранными) — они просто применяют к нам свои пресеты, которые используют в работе с диджеями, и на ходу быстро подстраиваются под особенности нашего звука, исходя из характеристик аппарата и зала.
Упомянутое оборудование
Nicholas LEM
Для меня нет разделения на студийное и сценическое оборудование. То, чем и как я пользуюсь в студии, аналогично выступлению на сцене. Я использую аналоговую драм-машину Elektron AnalogRytm, аналоговый синтезатор Elektron AnalogKeys, и аналогово-моделирующий синтезатор Elektron Monomachine mk2. И, иногда,если мне хочется добавить ещё больше атмосферы или психоделики, компанию им составляет ревербератор Strymon BigSky. Эти машины я выбрал по нескольким причинам: профессиональные, и местами нестандартные возможности, мощное, и при этом очень гибкое звучание, ярко выраженный характер.
Треки часто могут не иметь четкой, законченной формы. Заложенная при их создании вариативность позволяет мне играть на инструменте с удовольствием и импровизацией. Я никогда не использую все синтезаторы одновременно. Предпочитаю создавать весь музыкальный материал целиком только на одном, максимум двух инструментах. Важно не количество, а качество, убедительность. Никаких пресетных звуков и библиотек семплов я не использую. Семплы делаю сам c помощью Ableton Live 9, загружаю в инструмент, в котором он не звучит, как правило, в чистом виде, а является сырьём для создания массы различных тембров. Всё, от создания тембров до законченного альбомного материала, происходит в рамках одного инструмента. Такой подход дает мне только плюсы.
Для меня важно быть мобильным. Я могу просто положить один синтезатор в небольшую сумку, придя на сцену, моментально подключиться и начать выступление. Но главное, когда я создаю всё на одном синтезаторе, мне удаётся максимально сосредоточиться на нём, на его звуке. Нет необходимости отвлекаться на ненужные технические моменты, связанные с коммутацией, наладкой дополнительного оборудования и т.д. Мне нравится, когда все музыкальные идеи не разбросаны по разным инструментам или собраны из кусков в компьютере, а заключены и исходят из одного самодостаточного инструмента, который позволяют создавать тот звук, который мне нравится - очень плотный, выдержанный, андеграундный.
Упомянутое оборудование
Elektron Monomachine SFX60+ MKII
DRONUM
Несколько лет назад я подумал, что нужно обрести независимость от компьютера на живых выступлениях. На мой взгляд, честнее по отношению к публике, когда всё происходит у людей на виду, а не скрыто лейблом на верхней крышке ноутбука. Я не против лайвов с софта, там есть свои плюсы — почти неограниченная полифония, любая обработка и так далее, но эту красоту лучше использовать в студии для записи треков. Слушатель дома на аудиосистеме, в машине или в плеере это точно оценит. Но на концерте всё должно звучать лаконично, «читаемо» на любом звуке, а лишняя «пиротехника» порой даже мешает.
Я просмотрел кучу обзоров, отзывов и комментариев, в результате мой выбор пал на Octatrack DPS-1 от «Электрон» и его родственника Elektron Machinedrum SPS-1 MKII. Примерно в то же время сменил PC на MAC. Чем меня привлек Oктатрек? Поскольку я пользовался FL Studio до этого, а в Oктатреке работа с семплами реализована по очень похожему принципу, мне было понятно, как там всё работает. То есть, можно изменить исходный звук до неузнаваемости, оставить от него только волну и делать с ним что угодно. Память ограничена только объёмом флэшки, так что любой длины файл в формате wav может быть использован в сете без потери качества, сжатия и т.д. Суперудобный и функциональный секвенсор с функцией Parameters Lock даёт, кажется, больше возможностей, чем софтовый. Плюс процессор эффектов. Но восемь дорожек мне было мало, поэтому Machinedrum стал логичным дополнением сетапа. Так я получил 16-ти голосную перкуссию и освободил 7 дорожек под семплы с основными партиями. Почему 7? Октатрек у меня главный, драм-машина управляется им по midi, а аудиосигнал возвращается обратно в окту на его процессор эффектов, где применяются разные фильтры и глитчи. Таким образом, одна дорожка занята обработкой барабанов, и семь свободных.
Опять же, очень удобно при подключении — на концерте мне необходим один стерео-вход на два прибора. Это даёт возможность включиться мгновенно. Компактность приборов — это ещё один плюс. Всё необходимое помещается в рюкзак. Для музыканта это немаловажно.
Для написания треков и создания семплов я использую Logic Pro X и различные VST-синтезаторы. Для записи и сведения — его же. Есть в ближайших планах приобрести ещё внешний процессор эффектов. Нравится Korg Kaoss Pad KP3, но пока ещё думаю, как он впишется в эту компанию
Упомянутое оборудование
NAOS
Однажды, когда я столкнулся с VST синтезатором а1 в программе Cubase, я, как музыкант академического направления, был просто поражён многогранностью одного инструмента. Я впервые столкнулся с синтезом звука. С тех пор работа со звуковой волной, изучение тембров и синтез стали для меня чем-то вроде болезни, хорошей болезни!
Korg Electribe MX воплощает все эти творческие возможности в ощутимой форме. Для меня Korg стал тем "живым" инструментом, который позволяет всё время создавать что-то новое на базе классических форм синтеза. Олд Скул! Модули синтезаторов размером со шкаф, куча проводов... Я люблю это, в этом какая-то "магия"... Лучше пока ещё ничего не придумано. Korg Electribe MX является продолжателем этой традиции. Хоть и современные виртуальные секвенсоры имеют гораздо больший функционал, но такого жирного звучания, такого интуитивного взаимодействия, гибкости в формировании звуковой волны я никогда в программах не достигал. В живых выступлениях я ощущаю, что действительно играю на инструменте.
Софт для меня на данном этапе является чем-то второстепенным, неустойчивым. Настоящее творчество я чувствую в железе.
Упомянутое оборудование
Korg Electribe (Korg Electribe MX снят с производства, посмотрите обновлённую версию Electribe, в которой нет лампы и некоторых других достоинств прошлой серии)
- Комментарии