Обзор Bitwig Studio 4
Bitwig Studio всегда была инновационной и впечатляющей DAW. Что нового можно увидеть в версии 4?
Что это
Прошло 7 лет с тех пор, как впервые появилась BItwig — DAW со свежим подходом к работе с аудио и клипами, на фоне которого даже самые мощные конкуренты в чем-то стали выглядит старо и неудобно.
В последующие годы программа получала постоянные обновления, а полноценные апгрейды привносили новый функционал. Все это расширило встроенный набор средств и в целом отточило продукт. Тем не менее, общая концепция линейных аранжировок клипов и запуска клипов в стиле выступлений осталась неизменной.
То же самое
Bitwig Studio отличается от большинства конкурентов параллельным отображением обеих своих ключевых концепций (лаунчер и временная шкала аранжировки) параллельно с выбранным треком. Это не только легко в освоении, но и отлично работает с drag-and-drop, способствует креативности, ускоряет работу с приложением во время выступлений и вдумчивого написания аранжировок.
Вообще, концепция drag-and-drop присутствует в Bitwig повсеместно, как и глубоко интегрированная система модуляции с 36 модуляторами. Она была развита в сетку с методологией "любой сигнал может быть подключен к чему угодно". В программе синтез (Poly Grid) и эффекты (FX Grid) можно направлять один к другому из 175 доступных модулей.
Конечно, ни одна DAW не будет работать без набора инструментов и аудио эффектов (в Bitwig их 90). Также он предлагает хорошую библиотеку звуков, паттернов и пресетов. Среди иных возможностей есть встроенный корректировщик длины и темпа фрагмента (Scale) на базе отличного Elastique от zPlane. Есть поддержка полифонической экспрессии MIDI (MIDI polyphonic expressions, MPE).
В работе
Bitwig Studio 4 привносит улучшения традиционных составляющих DAW, и расширяет рамки креативности. Важной частью обновления стала функция Comping.
В типичной манере Bitwig, она является частью клипов, и суть ее заключается в зацикленной записи в Launcher или Arranger. Итоговые дубли (Takes) затем редактируются в Detail Editor Panel внизу. Для удобства присутствует маркировка цветом. Можно выбирать разные отрезки дубля, отрезать их и переименовывать. Сами дубли можно легко вставлять и удалять из разных позиций.
Для каждого из отрезков можно настраивать гейн. Есть возможность двигать как отдельный отрезок, так и сразу все. Ко всему прочему все наложения в клипе просто добавляются в доступные дубли, что очень удобно. С помощью Layered Editing Mode можно применять общее редактирование сразу в отношении несколько клипов.
Все описанные возможности добавляют дополнительной гибкости при записи аудио, но Bitwig Studio 4 также предоставляет отличные возможности для сравнения уже записанного. Fold to Takes запускает сравнение путем разделения существующего аудио файла на определенной пользователем длине на определенное пользователем количество дублей. Это отлично подходит для переработки и отшлифовки дублей.
Операторы (Operators)
Они добавляют новое обширное пространство для творчества при запуске MIDI и аудио событий. 4 варианта (Chance, Repeat, Occurance и Recurrence) легки для понимания, если с ними начать работать. Запустить их можно через Inspector. Как по отдельности, так и все одновременно.
Первые два варианта (Chance и Repeat) отвечают за то, как часто будет запускаться событие и вообще запустится ли оно. Occurance имеет 9 условий и влияет на то, как событие реагирует на иные события или проигрывание внутри повторяющегося лупа.
У Occurance есть условие Fill Mode, связанная с глобальной кнопкой Fill. Это позволяет создавать массу событий, которые запускаются когда эта кнопка зажата, а также определять кучу незапущенных событий.
И да, вы угадали, режим Fill Mode можно связать MIDI-контроллером или автоматизировать с помощью собственной дорожки. Просто круто.
И наконец, Recurrence позволяет точно указывать, когда событие должно запускаться как часть зацикленного клипа. Можно выбирать между 2 и 8 циклами лупа и затем на графике указывать, на каком из циклов будет происходить событие. В общем, Operators добавляют новые возможности оживления, рандомизации, программирования и управления звуком.
Пользователям Bitwig уже знакома функция Expressions, которая позволяет точно определять изменения, происходящие в реальном времени, среди аудио и MIDI событий. Возможно, вдохновившись операторами, вы теперь сможете применить рандомизирующий диапазон Spread к этим параметрам и увидеть визуальное представление этого в реальном времени.
Еще в 4 версии были улучшены форматы экспорта; теперь есть 5 вариантов (WAV, FLAC, OPUS, OGG и MP3) с возможностью выбора битрейта. Также появилась возможность импортировать данные из сессии Ableton (ALS) и FL Studio (FLP).
В дополнение к OSX, Windows и Linux у Bitwig 4 появилась поддержка устройств Apple Silicon. Также есть правильная локализация для китайского, японского и немецкого языков. Переведены надписи, встроенная документация и интерактивные подсказки.
Bitwig Studio 4 предлагает отличный новый функционал и демонстрирует свежий подход к существующей концепции. Было бы замечательно, если в следующем обновлении команда разработчиков применила тот же подход в отношении корректора высоты тона. Тем не менее, сильной стороной Bitwig остаются его творческие возможности, и 4 версия продвигает их во все более странные и удивительные направления.
Вердикт: обновление приложения до версии 4 не обладает поражающей масштабностью, но новый функционал вписан замечательно, и Bitwig с ним остается крайне креативной DAW.
Характеристики:
- Высокопроизводительный софт для аудио с поддержкой многоядерности и многопроцессорности
- Поддержка ASIO, Core Audio и JACK на всех платформах
- 32-хбитная с плавающей точкой обработка звука, частота дискретизации до 192 кГц
- Масштабируемый GUI на базе векторов VST плагины (32-/64-бит, с компенсацией задержки и защитой от поломок)
- Много выходов и сайдчейн в VST плагинах
- Компоновка записей (новый функционал в версии 4)
- Комментарии