10 классических синтезаторных риффов, которые невероятно просто играть
С легкостью освойте эти культовые синтезаторные хуки. Это не займет много времени.
Синтезатор — относительно новый инструмент в истории поп-музыки. Возможно, его дебют состоялся в начале 1970-х годов, но настоящий взлет он пережил во времена пост-панка конца 1970-х и начала 1980-х годов. Именно в это время появились электропоп и нью-вейв.
Музыканты полюбили синтезаторы за современное звучание и способность порождать цепляющие слух хуки. Поэтому, если вы в целях обучения ищете классические синтезаторные риффы, то стоит присмотреться к вышеописанному периоду. Он просто золотая жила.
Как быстро поняли такие музыканты, как Gary Numan, The Human League и Eurythmics, простота — ключ к отличному хуку. Отсюда следует, что многие из уже ставших классическими риффов довольно просты в исполнении.
Существуют буквально сотни известных синтезаторных риффов, которые мы могли бы включить сюда. Риффы из этого списка были выбраны за свою простоту исполнения, поэтому играть их будет максимально комфортно независимо от уровня владения клавишными.
Многие из перечисленных хуков обязаны своей популярностью характеристикам звука, не меньше, чем выбранным нотам, поэтому каждый пример содержит не только ноты, но и рекомендации по формированию.
Тем не менее в первую очередь сосредоточимся на игре, а не на программировании, поэтому рекомендуем размять пальцы и приготовиться выучить 10 классических синтезаторных риффов, которые на самом деле очень просто сыграть.
Gary Numan - Cars
Возглавляющий ведущий сингл с альбома Гэри 1979 года Pleasure Principle, парящий синтезаторный хук из Cars в полной мере задействует один из самых знаковых синтезаторных звуков, когда-либо перенесенных на винил, — пресет "Vox Humana" с Moog Polymoog 280A.
Кроме того, это один из самых простых для исполнения риффов, состоящий в основном из одной длинной ноты A, удерживаемой в течение четырех тактов, за которой следует простая нисходящая последовательность нот, образующих соль-мажорное арпеджио — G, D, B и G.
Для воспроизведения рекомендуем использовать версию звука Init с Massive, с двумя LFO, независимо модулирующими ширину импульса каждого осциллятора на разную величину, чтобы получился эффект воя. Плюс немного добавим ленточной задержки, чтобы размазать звук.
Lipps Inc - Funky Town
Эта диско-классика взорвала танцпол в 1980 году своим теплым, крепким грувом и заразительным синти-хуком. Она играется в миксолидийском ладу, а это значит, что в ней используются все белые ноты, кроме одной Bb. Последовательность C-C-Bb-C-G-G-C-F-E-C.
Звук довольно простой, его можно получить на любом 3-осцилляторном моносинте. В данном случае используется Sylenth1. Настройте первые два осциллятора на пилообразную и синусоидальную волны соответственно. Затем на осцилляторе 3 выберите пилообразную волну, переведите его на октаву выше и выпятите в миксе.
Настройте короткое время атаки и релиза, добавьте пластинчатый ревербератор. Главное, чтобы ноты нажимались аккуратно и отрывисто. Готово.
Van Halen - Jump
Наверное, это рифф, который больше всего презирают многострадальные сотрудники музыкальных магазинов. По крайней мере, если после этого туториала люди начнут играть его правильно, то работникам магазинов станет немного проще его слушать...
Яркие, духовые мажорные аккорды Oberheim OB-Xa, сыгранные в ключе до мажор, распознаются мгновенно. Для достижения желаемого звука используем бесплатный синтезатор DiscoDSP OB-Xd.
Обратите внимание на короткий фа-мажорный проходящий аккорд под рифом. Также не забудьте, что последний аккорд во фразе на самом деле Csus2 (C, D, G) а не соль мажор.
В четвертый раз врываемся в основную позицию фа-мажорного аккорда в верхней части клавиатуры, ну, чтобы и вы так умели...
Grace Jones - Slave to the Rhythm
Дамы и господа... эти внушительные, вызывающие мурашки вступительные аккорды на самом деле являются полиаккордами — двумя аккордами, сыгранными одновременно.
Для создания звука используем пресет из Arturia Synclavier V, смешанный с сэмплом голоса из iZotope Iris. Для облегчения игры настраиваем осцилляторы каждого синтезатора на квинту друг от друга, так что каждая сыгранная нота будет генерировать вторую ноту на 7 полутонов выше по клавиатуре.
Такой подход дает возможность воспроизвести 6-нотные полиаккорды, использую 3 ноты — первая инверсия Db мажор (F, Ab, Db), первая инверсия Eb мажор (G, Bb, Eb), первая инверсия Eb минор (Gb, Bb, Eb) и инвертированный аккорд Db5 (Ab, Db).
Human League - Don’t You Want Me
"Там-там-ди-там-там... там-там-там-там-там" сыграл Roland Jupiter-4 группы Human League, и мир просто сошел с ума от их сингла с третьего альбома Dare.
Простое вступление в тональности ля минор отлично подходит к фа мажорному куплету, и его очень легко играть, поскольку в тональности ля минор нет ни диезов, ни бемолей.
Чтобы повторить многодорожечную оригинальную партию, используем два многослойных Sylenth1, настроенных на игру в разных октавах. Сам звук представляет собой смесь пилообразных волн, одна из которых настроена в пятых долях, и суб-осциллятора — он укрепляет бас. Огибающая фильтра настроена так, чтобы появилось агрессивное жужжание, а амплитудная огибающая имеет длинную задержку, соответствующую промежуткам между нотами. Основной ритм: A-A-E-G-A-A-E-G-C.
Не забудьте о важном D-E-D-C-B-A в конце, иначе все будет зря...
Michael Jackson - Billie Jean
Из этой классики можно было взять несколько риффов. Например, знаменитую гипнотическую, повторяющуюся басовую линию F#-C#-E-F#-E-C#-B-E, но пока можно остановиться на простом хуке из 3 аккордов, который сохраняется на протяжении всей композиции.
Сыгранный с использованием мягкого, медного синтезаторного звука с умеренной атакой и релизом (используем комбинацию Mini V и JUP-8V от Arturia), рифф зацикливает три аккорда, все в 1-й инверсии (основная нота находится в верхней части аккорда, а не в нижней): F#m (A, C#, F#), G#m (B, D#, G#) и A (C#, E, A), после чего снова возвращаемся к G#m.
Интересно, что аккорды играются каждый раз, когда басовая линия в F#. Тем самым получаем прогрессию F#m > BMaj6 > F#m7 > BMaj6. Будьте осторожны с фа диез.
Joy Division - Love Will Tear Us Apart
В этом культовом треке основной мелодический хук исполняется с помощью 3 элементов. Есть бас-гитара, к которой в припеве присоединяется вокал Иэна Кертиса, но нас интересует именно будто парящая линия струнного синтезатора, зеркально отражающая басовую партию. Попробуем воспроизвести ее с помощью плагина Solina V от Arturia.
Играем в ре-мажор, но мелодия начинается с высокой, задержанной ноты ми, которая создает приятное ощущение напряжения. Далее мелодия движется вверх и вниз на соседние ноты, поступательно по F#, G, F#, E и D.
Однако во второй половине начинаем так называемое скачкообразное движение, когда мелодия скачет от D вниз к B, от B обратно вверх к D, а затем вниз, чтобы закончиться на A. Такой контраст между скачкообразным и пошаговым движением помогает создать хук, который надолго застревает в голове.
Faithless - Insomnia
Единственный участник списка из 90-х годов. Характерный повторяющийся прерывистый рифф Insomnia заслуживает упоминания, так как появился благодаря банку пресетов синтезаторного модуля Roland JD-990 и стал одним из самых запоминающихся в танцевальной музыке.
Его приблизительно можно воспроизвести с помощью любого сэмпла пиццикато или щипкового синтезатора в связке с реверберацией и задержкой. Сыгранная в последовательности в 8 квадратов в тональности си минор, партия разбита на четыре субфразы по 2 квадрата, состоящих из 2-нотных аккордов. Основной тон играет мелодию E-E-D-D-D-C#-C#-C#-D-D-C#-D. Примечательно, что во 2 паре из четырех субфраз первые три D заменены нотами F#. Однако именно поведение нижней ноты гармонии имеет решающее значение для правильного исполнения этой партии. Она остается на си на протяжении большей части последовательности, опускаясь до ля только в двух местах — во второй половине первой субфразы и в средней части последней субфразы.
Чтобы быть совсем молодцом, смещайте ритм зажатием низкой ноты си на шестнадцатом такте перед началом каждой субфразы.
Eurythmics - Sweet Dreams (Are Made Of This)
Знаменитый хук этого трека на самом деле не так-то прост, поскольку он состоит из трех различных синтезаторных партий, скомпонованных вместе, и его практически невозможно сыграть без хотя бы одной из них, запущенной на секвенсоре! Поэтому вместо этого мы выбрали сольную партию струнного синтезатора, которая звучит в середине.
По легенде, партия была сыграна Энни на синтезаторе Oberheim, поэтому мы воспроизвели ее на плагине OB-Xd от Datsounds.
Сыгранный в тональности до минор, начальный проигрыш проходит через ноты Bb, C, Eb, D, C и Bb, прежде чем приземлиться на долгое C. Затем он опускается до низкого Eb, за которым следуют F, G, Eb и C. Он продолжается, прыгая вверх к G, Bb и C, затем переходя на ноту F#, за которой следуют F и Eb, прежде чем приземлиться на последнее долгое C.
Prince - 1999
Секрет игры этого риффа (также хорошо исполненного Филом Коллинзом в Sussudio) — мощный септаккорд, четырехнотное чудо, которое легче сыграть, разделив на трехнотный аккорд для правой руки и одну ноту для левой.
Всего тут четыре комбинации аккордов. Первый аккорд стандартный Dm, превращенный в Dm7, путем игры Dm над басом C. Второй аккорд переходит в основную позицию Eb мажорного трезвучия (правая рука) и проигрывается над D(левая рука), превращаясь таким образом в EbMaj7. Третий аккорд — это фа мажор в основной позиции, играемый над басом D, что создает еще один аккорд Dm7. И наконец, четвертый аккорд — это мажорное трезвучие Eb, сыгранное над басом C; получается Cm7. Последовательность из четырех аккордов играется дважды, но во второй раз она заканчивается на дополнительном аккорде F/C.
- Комментарии