5 особенностей сведения CLA (Chris Lord-Alge)
Chris Lord-Alge (также известный как CLA) — один из самых известных и уважаемых звукорежиссеров в мире. Он работал над альбомами Green Day American Idiot, My Chemical Romance The Black Parade, Three Days Grace One X, Muse The 2nd Law и за свою карьеру свел 20 000 (!) песен.
Сегодня мы поговорим о 5 важных уроках, которые я вынес, годами изучая техники сведения Криса, и том, как с их помощью добиться отличных результатов в собственных миксах.
Калибруйте уши
Когда утром первый раз заходишь в студию и загружаешь DAW со свежими чистыми треками, которые еще только предстоит свести, легко поддаться ощущению, что они звучат намного лучше, чем на самом деле. Может показаться что у кика плотный низ, гитары звучат ярко, а вокал — чисто и отчетливо. Так происходит из-за того, что пока не на чего ориентироваться. Нет референса, по которому можно понять, что такое хорошие низ и верх.
Для того чтобы с подобной проблемой не сталкиваться, многие звукорежиссеры начинают свой день с прослушивания треков, сведенных их любимыми звукорежиссерами. Это позволяет сразу настроить уши и осознать как скучно и сыро звучат дорожки для сведения.
Схожую технику я заметил у CLA. Когда он впервые нажимает на кнопку SOLO на одной из дорожек, он сильно вытягивает на верх верха и низы соответствующего какнала SSL channel strip, для того чтобы сразу понять в каком состоянии показатели яркости и жирности. Это позволяет ему во время возврата к изначальному состоянию дорожки сразу искать желаемые уровни.
Стоит отметить, что делает он это на световых скоростях. Через 15 секунд после нажатия клавиши SOLO обычно выбранный инструмент уже полностью проэквализирован. Подобная скорость помогает ушам не привыкать к “плохому” и снижает шанс забыть звук референса.
Просто, я знаю, но гениально. Трюк, который пробуждает суперспособности ушей и экономит время на лишние раздумия.
Настрой и забудь — используйте пресеты
Хотя CLA известен как ярый защитник аналога (и пользователь огромной консоли SSL с кучей внешних примочек), это не значит, что он не использует предварительные настройки. Слово “пресет” (“preset”) буквально означает предварительный набор настроек. Если думать о пресетах именно с этой точки зрения, то, да, CLA определенно пользуется пресетами.
Во время сведения вокала, например, он обожает делать обстрелы уменьшениями гейна на 15-20 дБ или более из своего компрессора blue-stripe 1176 (после эквализации), и настройки на нем практически всегда выглядят вот так:
Если нужно больше компрессии, то он не будет крутить ручки входа и выхода, а просто зашлет на него больше вокала с SSL!
Чего я хочу сказать: мы часто тратим часы на настройку времени attack/release, ratio и минимальные изменения показателя threshold, в то время как CLA просто жестко все выпячивает и делает это так, чтобы добиться максимального количества эмоций у конечного слушателя. Без сомнений я советую всем разобраться как ручки и любые элементы управления работают и за что они отвечают, но молиться на них не стоит — есть шанс сильно отклониться от курса: делать интересную и будоражащую музыку, которая хватает и не отпускает!
Любимые частоты
Часто можно услышать, что в сведении нет такого понятия, как “волшебные частоты”, и, что “правильность” тех или иных частот зависит от конкретного микса. Тем не менее есть частоты, которые практически в 100% случаев работают. Если говорить о CLA, то он любит 8kHz, комбинацию из 4.5 кГц и 2.5кГц для высоких и середины и 60-120 Гц на низах.
Например, при эквализации вокала он обычно начинает с внушительного шельфа на 8 кГц, затем широко поднимает комбинацию из 4.5 кГц и 2.5кГц, для того чтобы увеличить присутствие инструмента на середине и добавить кусачести.
Как уже было сказано в уроке #1, он обычно выкручивает эти частоты, для того чтобы определить лимиты того, где они звучат хорошо, и поиска золотой середины. Важно отметить, что в процессе сильного увеличения громкости диапазонов он обычно эквализирует в очень резкую компрессию 1176. Так получается удержать множество резонансов, которые бы иначе были просто невыносимы.
Все широко. Все аддитивно.
В продолжение темы необычных особенностей эквализации CLA…
После просмотра практически всего доступного в интернете контента от CLA я, к своему удивлению, заключил, что (за исключением пары срезов снизу тут и пары высокочастотных фильтров там) он очень редко использует субтрактивную эквализацию.
Если задуматься, на самом деле оба метода позволяют достичь схожих результатов. Поднимая верха и низы вы тем самым понижаете середину. Если вы понижаете кучу середины, то одновременно выпячиваются верха и низы.
Основная разница, на мой взгляд, в том, что гораздо проще услышать повышения, чем снижения. То есть можно достигнуть желаемого результата быстрее без необходимости прорабатывать середину и тем самым лишний раз напрягать слух.
А еще когда работаешь широко и аддитивно, усиливаешь большие куски из низа и верха, то сохраняются оригинальные характеристики середины оригинально инструмента. От сюда следует, что с помощью такого подхода ты естественным образом обходишь проблемы с резонансами, которые могут возникать при использовании большого количества срезов в середине.
Отмечу, что ничего плохого в субтрактивном подходе нет. В конце концов важнее всего попытка достигнуть желаемого результата в кратчайший срок. Если в данном конкретном случае субтрактивная эквализация лучше, флаг в руки!
Заключение: эмоции важнее идеала
Если бы мне пришлось описывать стиль сведения CLA одной простой фразой, то я бы сказал: “Эмоции важнее идеала”.
Я из тех людей, которые восхищаются стерильностью сведения Serban Ghenea (The Weeknd, Taylor Swift, Bruno Mars), и сделали карьеру на сведении кучи треков в стиле поп и реп со схожим видением процесса работы в голове. Когда я слушаю любимые треки, сведенные CLA, ко мне всегда в голове приходит будоражащее осознание того, что его треки определенно не “идеальны по звучанию”.
Но в этом вся соль! Я в восторге от звучания обоих этих ребят, но совершенно по разным причинам. Я не большой фанат той музыки, которую сводит Serban, но к ней меня тянет именно качество сведения.
CLA привносит огромное количество агрессии, мощи и энергии. Их настолько много, что эмоции от прослушивания просто начинают перевешивать некоторые отдельные звуковые огрехи инструментов до такой степени, что они просто становятся неважны!
P.S. Просто, чтобы прояснить: я не утверждаю, что CLA не слышит эти упомянутые мной “звуковые огрехи”. Ему просто все равно. Он скорее сделает резко и интересно, чем будет сидеть и прорабатывать все по отдельности.
Короче говоря, большое количество сильно повлиявших на меня в молодости альбомов и песен были сведены Chris Lord-Alge. Хотя я об этом не знал, большинство из этих работ захватывали именно эмоциями, которые он добавлял в сведение — он смотрел на результат не как технарь, а как слушатель.
В следующий раз, когда сядете за сведение, попробуйте снять маску профессионала и поступите, как Chris: слушайте как слушатель. Кто знает, возможно у вас получится самый будоражащий микс в карьере?
- Комментарии