Акустическая обработка студии
Почему акустика важна
Многие из нас рады потратить с трудом заработанные деньги на новые синтезаторы, семплпаки, плагины и мониторы в поисках лучшего звучания. Но в этих поисках мы часто забываем уделить внимание более обыденному, но, возможно, более важному аспекту — акустической обработке комнаты, в которой мы сводим.
Не замечали ли вы, как в процессе сведения некоторые частоты (обычно в нижних регистрах) явно завышены, в то время как другие кажутся тише? А когда вы слушаете свою идеально звучащую демку где-нибудь за пределами своей студии, где вы ее сводили, она звучит совершенно по-другому?
Такие проблемы часто встречаются, если вы сводите в необработанной комнате. Так может оказаться, что вы, например, использовали совершенно ненужный эквалайзер, чтобы добиться, как вам казалось, приемлемого звука. Но на самом деле, вы его только приспособили под свое помещение, и в результате трек может неправильно зазвучать при воспроизведении в другом месте.
Акустически правильно обработанная комната - это не роскошь, и о ней не нужно думать в последнюю очередь. Наоборот, это первое необходимое условие для создания хорошего микса. Кроме того, правильная акустика помещения также повышает качество записи: около 90% качества записи определяется еще до того, как звук попадет в микрофон.
Акустическая обработка делает для улучшения качества записи и точности сведения больше, чем даже самые дорогие микрофоны, плагины или мониторы. И она не обязательно должна обойтись вам фантастической суммой, особенно если вы сами сделаете панели.
Хотя подход, который мы опишем ниже, не даст вам такой же контроль над миксом, который можно ожидать в профессионально спроектированной студии, вы удивитесь, насколько лучше будут звучать ваши миксы после применения даже самых базовых акустических обработок.
Что мы слышим в студии
Когда вы слушаете музыку на акустической системе в любой комнате, вы на самом деле слышите смесь прямого звука от динамиков и отражений от всех твердых поверхностей в комнате, включая стены, потолок, столы и т.д.
В реальном мире мы не сводим музыку в безэховых камерах. Более того, нам бы вряд ли это понравилось: люди, которые пытались сводить в "мертвых" студиях, говорят, что это очень угнетает. Кроме того, на выходе получится микс, который будет правильно транслироваться только горстке слушателей со всего мира, имеющих доступ к своей собственной безэховой камере.
Типовая профессиональная студия также не полностью поглощает отражения. Но эти отражения нужно держать под контролем, чтобы ваши мониторы и уши могли правильно выполнять свою работу. На средних и высоких частотах чрезмерное отражение в помещении ухудшает четкость и стереоизображение динамиков, в то время как на низких частотах отраженный звук превращается в резонансные пики, которые могут усилить и выделить одни басовые ноты от других.
Комната с ковровым покрытием и мягкой мебелью всегда будет звучать чище, чем комната с твердым полом. Но тут важно отметить, что ковровое покрытие на стенах не лучшая идея для акустической обработки комнаты.
В идеальной студии отражения обрабатываются таким образом, что все частоты затухают с одинаковой скоростью (время затухания реверберации около 0,3–0,5 секунды). Проблема с ковром состоит в том, что он слишком тонкий, чтобы эффективно поглощать что-либо, кроме верхних частот. В результате получается еще худший спектральный баланс, а звук становится тусклым.
Немного о физике движения звуковых волн
В том месте, где звук отражается от твердой поверхности, возникают конструктивные и деструктивные интерференции, поскольку он сочетается со своей отраженной копией. В случае с низкими частотами волны «останавливаются» в фиксированных положениях благодаря геометрии комнаты.
Стоячие волны очень нежелательны в студии, так как они могут вызвать большие подъемы и провалы в частотной характеристике, особенно в нижнем регистре. Это может серьезно помешать работе при сведении.
Длина волны
Звук движется со скоростью примерно 340 метров в секунду. Если бы мы могли видеть звук в виде синусоидальных волн (чистых тонов одной частоты), вы бы увидели, как волна частотой 1 кГц повторяется каждые 0,34 метра. С другой стороны, басовый тон частотой 50 Гц повторяется каждые 6,8 метра. Это расстояние между циклами и называется длина волны.
Как показывает этот пример, высокие частоты имеют короткие длины волн, тогда как низкие частоты достигают длины в несколько метров. Базовые знания о перемещении звука в пространстве полезны для понимания различных подходов к звукоизоляции и объясняют, почему некоторые подходы с большей вероятностью будут работать там, где другие терпят неудачу.
Инструменты для обработки комнаты
Для грамотного оформления акустического пространства комнаты у нас имеется два основных инструмента: диффузоры и абсорберы, — каждый для решения разных акустических проблем.
Диффузоры рассеивают звуковую энергию по широкому углу вместо ее прямого отражения. Волны, попадающие на них, отражаются в случайном направлении , хотя в противном случае могли бы запутать стереоизображение и вызвать многократное эхо.
Абсорберы поглощают звуковую энергию, уменьшая отражения и реверберацию в помещении. Они используются для уменьшения времени реверберации комнаты на разных частотах.
Диффузоры
Простейший диффузор - это неровная твердая поверхность, часто изготовленная из формованного пластика или деревянных блоков разных размеров, прикрепленных к плоской панели. Разбивая прямые отражения и рассеивая их, диффузоры помогают создавать более ровный музыкальный звук без значительного сокращения времени реверберации в комнате. Это объясняет, почему диффузия часто используется для улучшения звука в больших комнатах, а также в контрольных комнатах.
Большие коммерческие диффузоры, как правило, содержат ряд прямоугольных деревянных брусьев различной длины, где их размеры и расстояние индивидуально рассчитываются для обеспечения оптимальной диффузии. Однако и какая-нибудь полка, заполненная случайно расположенными предметами, например, книгами и виниловыми пластинками, так же хорошо рассеивает звук на средних и высоких частотах.
Для дешевой и более практичной альтернативы вы можете прикрепить деревянные брусья разных размеров к какой-нибудь подложке. Для правильной работы диффузоров высота этих брусьев должна составлять минимум четверть длины волны от рассеиваемого звука.
Самодельный диффузор
На практике это означает, что для достижения реального эффекта на средних и высоких частотах высота брусьев должна быть 100 мм или более. Такая длина наиболее эффективна при частоте приблизительно 1 кГц и выше.
Диффузоры часто используются в больших помещениях или на задних стенках комнат среднего размера. В подавляющем большинстве студий они используются вместе с поглотителями. Диффузоры, как правило, менее эффективны в очень маленьких помещениях, так как им просто не хватает места для полноценного рассеяния.
Совет: Одно время считалось, что размещение коробок от яиц на стенах студии улучшит звукоизоляцию и обеспечит полноценную диффузию. На самом деле коробки для яиц слишком легкие, чтобы как-нибудь помочь звукоизоляции, а их профиль слишком мал, его достаточно только для рассеивания очень высоких частот. Так что выбросите эти коробки из своей студии (и этот миф из своей головы) — в настоящее время доступны гораздо лучшие решения.
Абсорберы (поглотители)
Абсорберы представляют собой панели из пористых материалов, таких как минеральная вата, стекловолокно или пенопласт с открытыми порами, которые заглушают отражения звука. Они все еще позволяют звуковым волнам проходить через них и возвращаться назад, но в процессе трения часть звуковой энергии преобразуется в тепло, а следовательно, отражается меньше звука, чем поступает.
Абсорберы.
Размер поглотителей имеет значение. Чтобы пористый поглотитель работал эффективно, он должен иметь толщину, равную четверти длины волны поглощаемого звука. Это означает, что при частоте 1 кГц, где длина волны составляет приблизительно 340 мм, материал должен иметь толщину 85 мм. Пористая панель такой толщины очень эффективно поглощает частоты 1 кГц и выше, но при этом она может хорошо работать и для более низкой части звукового спектра. Причина этого заключается в том, что не все звуки поступают под прямым углом к настенным поглотителям. Чем больше угол наклона, тем большая толщина материала, через который проходит звуковая волна. Как результат, в реальных условиях для более низких частот пористые поглотители эффективнее, чем можно предположить по их толщине.
Совет: увеличение расстояния между стеной и поглотителем улучшает его способность поглощать более низкие частоты. Поглощающая панель толщиной 50 мм, расположенная на расстоянии 50 мм от стены, почти так же эффективна, как панель толщиной 100 мм, прикрепленная непосредственно к стене. Используйте обрезки материала, чтобы воссоздать эти промежутки, и приклейте их к задней части основной поглощающей панели. Так вам дешевле обойдутся более толстые панели.
Самодельные абсорберы
Вы можете сделать свои собственные средне/высокочастотные поглотители, поместив 30-50-миллиметровые листы из минеральной ваты в деревянные рамы глубиной 100 мм. При этом поглощающий материал должен находиться на одном уровне с передней частью рамы, чтобы оставить воздушное пространство, о котором упоминалось выше. Такие панели будут примерно так же эффективны, как эквивалентная толщина акустической пены, и намного дешевле. Покройте все это пористой тканью, такой как хлопок или полиэстер, скрепите ее на задней части рамы и повесьте на стену, как картину.
Обязательно при работе с минеральной ватой или стекловолокном надевайте перчатки и респиратор, так как эти материалы могут вызвать раздражение кожи и легких. Всегда накрывайте самодельные ловушки тканью, чтобы не допустить попадания волокон в воздух.
Куда вешать поглотители
Абсорберы
Вам не нужно покрывать всю поверхность комнаты звукопоглощающими панелями: это приводит к темному и глухому звуку (помните, что высокие частоты поглощаются легче, чем низкие, поэтому, добавив слишком много поглотителей в студию, ее общая реверберация станет более басовой). Вместо этого стремитесь к охвату около 20 процентов комнаты.
Но какие конкретно 20 процентов закрывать? Решая, где разместить поглотители, вы должны всегда помнить об одной простой истине: уменьшать влияние отражений в помещении нужно в том месте, где вы непосредственно занимаетесь сведением.
К счастью, существует проверенный метод, помогающий решить, куда конкретно следует повесить поглотители. Попросите друга походить вдоль комнаты, держа зеркало, прислоненное к стене, пока вы сидите в своем обычном положении во время сведения. Там, где вы увидите отражение одного из ваших мониторов в зеркале, вам нужно разместить поглотитель, чтобы отражение не возвращалось прямо на вас.
В большинстве прямоугольных комнат эти зеркальные точки находятся на боковых стенках между позицией сведения и громкоговорителями, а также за и между ними. На потолке также будет несколько таких точек. Об отражении от пола сильно беспокоиться не стоит — мы настолько привыкли их слышать, что наши уши их уже не воспринимают.
В местах отражений от задней стены также могут помочь поглотители. Но скорее всего для решения этой проблемы будет достаточно «натуральных» комнатных диффузоров: диван с полками над ним, на которых лежат книги или винил.
Самодельные поглотители-диффузоры
Как альтернативный вариант для задней стены можно соорудить собственный комбинированный поглотитель-диффузор. Сначала соберите большой поглотитель средних/высоких частот из минеральной ваты, описанный ранее, а затем установите вертикальный забор из досок поверх с зазором по 20 мм между брусьями. Изогнутые деревянные брусья обеспечивают некоторое ВЧ-рассеяние, особенно в горизонтальной плоскости, в то время как минеральная вата поглощает часть энергии средних и высоких частот.
Многократное эхо
Дополнительным преимуществом поглощения средних и высоких частот в зеркальных точках является то, что оно помогает ослабить так называемое многократное эхо, которое возникает, когда звук отражается между параллельными стенами или между твердым полом и потолком. В небольших комнатах расстояние между этим эхом настолько близко, что создается слышимый музыкальный тон или звонкий звук. Вы можете услышать этот эффект, если хлопнете руками, стоя между двумя зданиями или в пустой прямоугольной комнате.
Профессиональные дизайнеры студий для сокращения эха используют непараллельные стены. Но большинство из нас работает в прямоугольных помещениях, где поглотители в зеркальных точках являются лучшим вариантом для избегания многократного эха в месте прослушивания. При этом оно по-прежнему может проявляться в других местах комнаты. Диффузоры так же помогают уменьшить этот эффект.
Обратите внимание, что многократное эхо отличается от стоячих волн: эхо в основном влияет на средние и высокие частоты, в то время как стоячие волны наиболее проблематичны на низких частотах.
Проблемы с басом
Обычный поглотитель толщиной 100 мм или описанный выше самодельный, обеспечивает достаточное поглощение вплоть до 250 Гц. Ниже этого значения его эффективность резко уменьшается. Для более низких частот нужен другой подход.
Приручение баса начинается с выбора модели громкоговорителей. Распространенная ошибка в домашних студиях заключается в выборе слишком мощных мониторов для комнаты. Главное правило при выборе громкоговорителей — не помещать в свою комнату низкой (басовой) энергии больше, чем она может выдержать. Если вы используете большие мониторы или систему с сабвуфером в небольшой комнате с минимальной акустической обработкой, то область низких частот, вероятно, будет очень неточной. Лучшая стратегия — выбирать громкоговорители меньшего размера с более скромным звучанием низких частот.
Если у ваших спикеров слишком много басов для комнаты, проверьте все элементы управления на задней панели, можете ли вы уменьшить уровень низких частот. Если вы привыкнете к звуку вашей акустической системы, слушая профессиональные записи, и не будете пытаться эквализировать какие-либо частоты ниже тех, которые ваши мониторы способны воспроизводить, у вас могут получаться очень неплохие миксы даже с довольно маленькими мониторами.
К счастью, несмотря на все недостатки, те комнаты, в которых обычно работают домашние продюсеры, вполне хорошо справляются с контролем энергии баса, хотя и неумышленно.
В то время как низкие частоты эффективно отражаются толстыми стенами, более тонкие гипсокартонные, из которых построено большинство современных домов, пропускают значительную часть басов через себя.
А также они вибрируют под воздействием низких частот, при этом поглощая энергию. Двери и окна тоже вибрируют, поглощая энергию, хотя, чрезмерная вибрация может привести к недостаточным или сухим басам. Чем больше басовой энергии будет поглощено или выпущено из комнаты, в которой вы сводите, тем более правильным будет звучание баса в вашей студии.
Причина, по которой вообще возникают проблемы с басами в первую очередь заключается в том, что на таких частотах, где расстояние между стенками кратно половине длины волны басовой ноты, отраженный звук отскакивает назад и добавляется к первоначальному звуку, вызывая при этом увеличение уровня этой частоты, то есть возникают, так называемые, стоячие волны.
Мы должны опасаться не просто стоячих волн. На других частотах отраженный звук может наоборот находиться в противофазе с прямым звуком, что приведет к снижению его уровня. Резонансные пики, возникающие в зависимости от размеров комнаты, также называются комнатными модами. Чем прочнее стены, тем эти моды сильнее. Существуют другие моды, вызванные непрямыми отражениями. Такие «тангенциальные» и «неосновные» моды обладают меньшим воздействием на звук, чем основные моды.
В помещениях в форме куба труднее всего работать, так как все их моды имеют одинаковую частоту и создают очень сильные пики. Что еще хуже, в центре комнаты всегда есть мертвая зона, где уровень басов колоссально падает. Часто, в небольших домашних студиях, это как раз то место, где инженер вынужден устанавливать свое место работы. К сожалению, никакое количество басовых ловушек никогда полностью не решает эту проблему. Лучше всего звучащие комнаты - те, где комнатные моды распределены равномерно, и обычно это довольно большие комнаты, где размеры стен не равны или точно кратны друг другу.
Совет: Хороший способ проверить наличие проблем с басами, не прибегая к специализированному испытательному оборудованию, — это запрограммировать музыкальную последовательность для воспроизведения хроматической (полутоновой) гаммы на нижних октавах и использовать простую синусоидальную волну в качестве звука. Убедитесь, что все ноты воспроизводятся с одинаковой динамикой, а затем слушайте чрезмерно громкие или тихие ноты во время воспроизведения последовательности. При уменьшении высоты тона громкость будет постепенно снижаться — это вполне нормально. Вам нужно обратить внимание на отдельные ноты, которые будут слишком громкими или слишком тихими. Если вы обнаружите одну (или несколько) такую ноту, это верный признак того, что вам нужно добавить больше басовых ловушек и/или слегка переместить мониторы.
Басовые ловушки
Использование цельных кусков пористого материала для поглощения басов весьма проблематично, поскольку длина волны звука при частоте 50 Гц составляет около семи метров, поэтому для ловушки на четверть длины волны потребуется поглотитель толщиной почти два метра. Вряд ли есть домашние студии, способные вместить настолько большие поглотители.
Однако, как упоминалось выше, не все звуки поступают в поглотитель под прямым углом, поэтому может помочь заполнение углов комнаты, от пола до потолка, большими акустическими панелями.
С толщиной 30–40 мм эти поглотители оказывают слабое влияние на низкие частоты, попадающие прямо на них, но отражения, попадающие под более крутыми углами, проходят через гораздо большую толщину абсорбера. Есть много коммерческих басовых ловушек, основанных на этом дизайне. В студиях, в которых затруднительно ставить ловушки по вертикальным углам, угловые ловушки могут быть закреплены вдоль стыков стены и потолка.
Некоторые коммерческие басовые ловушки сочетают в себе крупные, мягкие мембраны (часто с виниловым покрытием с минеральным наполнением) с пористыми поглотителями. Они могут быть очень эффективными, но, как правило, более дорогостоящими, чем простые минеральные поглотители. Важно понимать, что басовые ловушки предназначены не для уменьшения количества низких частот, которые вы слышите в комнате, а для выравнивания колебаний уровня на разных частотах.
Наконец, стоит сказать, что почти невозможно переборщить с количеством басовых ловушек. Поэтому, если у вас есть проблемы с басом, смело вешайте как можно больше ловушек.
Совет: Если вам нравится мастерить своими руками, вы можете соорудить свои собственные угловые ловушки, используя листы из высокоплотной МВП размером 600 x 1200 мм (для этого хорошо подходит теплоизоляционный материал с полостью 30 или 50 мм), закрепив их по диагонали по углам комнаты, а затем набить пространство за ними изоляционной минеральной ватой.
Планировка студии
Несмотря на то, что соответствующее оборудование комнаты, немного басовых ловушек и правильный выбор мониторов помогут вам контролировать басы, есть еще некоторые важные моменты, касающиеся планировки студии, которые также имеют большое значение при создании домашней студии. По крайней мере, вам следует:
-
Направлять громкоговорители вдоль комнаты. В небольших прямоугольных помещениях шириной менее четырех метров нижние частоты всегда проще контролировать, когда динамики обращены лицом вдоль длинной стены комнаты, а не поперек нее.
-
Избегать расположения рабочего места, в котором вы находитесь, посередине комнаты между передней и задней стенами, особенно в очень маленьких помещениях.
-
Не устанавливать мониторы слишком близко к стенам или углам. Их размещение в этих областях приводит к сложным отражениям, которые вызывают общее усиление воспринимаемого баса (до 6 дБ возле стен и до 12 дБ в углах). Но при этом усиление будет очень неравномерным — некоторые ноты намного громче, чем другие.
-
Убедиться, что расстояние от динамика до боковой стены и динамика до передней стенки различно. Также не следует располагать мониторы ровно посередине между потолком и полом.
Перемещение громкоговорителя ближе или дальше от стены на несколько сантиметров может сильно повлиять на равномерность звучания низких частот, так что подвигайте мониторы в пространстве, чтобы найти наиболее удачную позицию с равномерным басом.
Совет: Модовые пики и провалы имеют наименьшее влияние примерно на трети длины комнаты от ее конца (в частности, 38 процентов), поэтому, если есть такая возможность, размещайте там свое сиденье для мониторинга.
Расположение мониторов
Золотым правилом при размещении мониторов является формирование приблизительно равностороннего треугольника между динамиками и вашим рабочим местом. Твитеры должны быть направлены прямо на вашу голову как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Вы можете немного увеличить или уменьшить расстояние между мониторами, если это поможет устранить проблемы с басами.
Установка студийных мониторов
-
Убедитесь, что схема расположения громкоговорителей и акустической обработки максимально симметрична. Это создаст наиболее сбалансированное стереоизображение.
-
Когда-то было модно устанавливать маленькие мониторные колонки в положении, параллельном полу, но если ваши громкоговорители специально не предназначены для такого использования, они будут работать лучше в вертикальном положении, создавая более широкую зону восприятия и более равномерную частотную характеристику.
-
Старайтесь не размещать громкоговорители на столах, особенно на полых, поскольку это приведет к сильным отражения от поверхности, которые также будут окрашивать звук и ухудшать стереоизображение и четкость микса.
-
В случаях, когда установка на столе неизбежна, используете специальные изолирующие панели под мониторы. Они состоят из плотной акустической пены, иногда с металлической или керамической поверхностью. Большинство коммерческих изолирующих панелей можно наклонять вверх или вниз для направления твитеров прямо на голову слушателя.
Изолирующие панели под мониторы
- Важно обеспечить надежную опору для громкоговорителей, так как любые вибрации, генерируемые драйверами мониторов, ведут к перемещениям корпуса, что негативно сказывается на звуке и приводит к нечетко выраженным басам. Если вы планируете использовать специальные стойки для мониторов, рассмотрите вариант с металлическими полыми ножками, которые можно заполнить песком, чтобы увеличить их массу и заглушить резонансы.
Совет: Некоторые активные мониторы имеют переключатели на задней панели, обозначенные как «whole space», «half space» и «quarter space». Они предназначены для изменения низких частот громкоговорителя, чтобы компенсировать близость к стенам и углам. Режим «whole space» оптимизирован для мониторов, установленных вдали от стен или углов, а «half space» предназначен для положения, когда громкоговорители находятся близко к одной стене. Последний режим используются, когда нет другого выбора, кроме как установить мониторы близко к углам.
Задняя панель монитора
Совет: Хороший способ определить наилучшее место для сабвуфера, если вы его используете, — временно установить его на полу там, где вы обычно сидите. Воспроизведите тестовый трек с большим количеством басов (или запрограммируйте хроматическую тестовую последовательность), а затем слушайте, сев на пол ближе к стене. По мере изменения своей позиции, вы должны заметить, что уровни разных басовых нот становятся более или менее равномерными. Как только вы нашли наилучшее место, разместите сабвуфер там. Обычно это место не в центре и где-то вдоль стены. Избегайте размещения сабвуфера под столом с закрытыми стенками, так как они создают резонансную камеру, что приводит к появлению пиков и провалов на нижних частотах.
Спальня
Если вам не повезло, и у вас дома нет специального помещения, которое можно приспособить под студию, а для сведения вы используете свою спальню, то не стоит сильно расстраиваться. Большинство описанных выше советов с тем же успехом можно применить и к спальне.
Как и в случае со специальной комнатой для сведения, вашей главной целью является получение достаточно нейтрального звучания с коротким временем реверберации, которая равномерно затухает по всему частотному спектру.
Обычные комнаты и гаражные помещения, как правило, слишком малы, чтобы добавить какой-либо полезный музыкальный окрас, а это означает, что вам лучше обработать их для получения как можно более сухого сигнала, к которому вы уже сами сможете добавить искусственное пространство на стадии сведения с помощью реверберации или дилея.
-
Чтобы подавить чрезмерную реверберацию, используйте такие же ловушки средних/высоких и низких частот, которые были описаны выше для специальной комнаты для сведения.
-
Установите акустические экраны для дополнительного смягчения отражений. Повесьте одеяла вокруг зоны записи или соорудите фанерные панели, облицованные акустическим материалом, чтобы уменьшить средне- и высокочастотные отражения.
-
При записи вокала, акустических гитар или других акустических инструментов, установите Reflexion Filter или аналоги вокруг микрофона, чтобы уменьшить отраженный звук.
-
Если вы планируете записывать как акустические инструменты, так и вокал, вам может пригодиться немного пространства с незакрытым твердым полом. Жесткие полы отражают звук обратно в микрофон, добавляя живости записи. А в то время, когда вы ничего не записываете, можете временно закрывать это место ковриком.
-
Избегайте, насколько это возможно, записи бас-синтезаторов и бас-гитар через микрофоны в небольших жилых комнатах. Длинные волны, которые они производят, и последующие проблемы, которые они могут вызвать (некоторые ноты оказываются намного громче других), практически невозможно контролировать в домашних условиях. Проще записывать басовые сигналы, используя директ-бокс, а затем использовать программное обеспечение для моделирования усилителя, чтобы формировать необходимый звук на стадии сведения.
Совет: Вы можете соорудить свой собственный акустический экран, используя акустическую пену, приклеенную к одной стороне фанеры или листа МДФ с простыми ножками, чтобы устанавливать его в вертикальном положении. Сторону с пеной можно использовать для более чистой записи, а перевернув экран, вы сможете немного оживить запись, добавив отражений. Эти экраны можно также использовать в качестве разделителей между музыкантами, играющими одновременно. Для улучшения поглощения с обеих сторон экрана, повесьте на него одеяло.
Электронная компенсация акустики комнаты
Существует множество различных программ и систем, такие как KRK Ergo System или Sonarworks, которые измеряют характеристики комнаты, а затем генерируют на основе этих данных специальный корректирующий эквалайзер.
Чтобы сгладить все нюансы вашей комнаты, создаётся сложный профиль эквалайзера, который затем вешается на выход DAW. Таким образом в результате, по крайней мере в теории, вы будете слышать то, что вы бы слышали в комнате с нейтральным звучанием.
Важно понимать, что такие продукты — это не панацея. Они безусловно могут помочь в определении и устранении различных огрехов АЧХ, но на самом деле, их не следует использовать для усиления низких частот, так как ваши мониторы быстро исчерпывают запас хэдрума. Вторая проблема заключается в том, что такие системы не помогут вам избавиться от многократных эхо или плохого стереоизображения.
Как итог, вам следует сначала как можно лучше поработать со своей комнатой, установив поглотители и выбирав подходящие мониторы, прежде чем рассматривать вопрос о компенсации.
Акустическая обработка — это не звукоизоляция
Важно понимать разницу между акустической обработкой и звукоизоляцией, поскольку это две совершенно разные вещи.
Установка поглотителей на стены для улучшения акустических свойств помещения не будет удерживать звук в студии или препятствовать его проникновению извне. Как и монтаж дополнительной облицовки стен со слоем звукопоглощающего материала для улучшения звукоизоляции не скажется в значительной степени на акустических свойствах помещения. Короче говоря, не нужно думать, что инвестирование в поглощающие панели для улучшения качества сведения, защитит уши ваших соседей от звуков, исходящих из вашей студии.
Звукоизоляция — это слишком объемная тема, чтобы ее можно было полностью раскрыть в этой статье. Так что, если вам интересно узнать об этом, дайте знать в комментариях, тогда мы подготовим для вас материал о том, как изолировать ваше помещение.
- Комментарии