Аналоговый звук
Что аналоговые приборы делают со звуком? В этой статье приведены сравнения и примеры, которые помогут понять разницу между цифрой и аналогом.
Брюс Эйшер (Bruce Aisher) занимается изучением методов аналоговой записи и готов объяснить, какие преимущества для своего продакшна вы можете получить от их использования.
Если задуматься, то ведь сразу и не ответишь, а почему аналоговая запись звучит “лучше”. Уже более чем полвека оттачиваются технические характеристики аудиоформатов, но по какой-то причине на сегодняшний день мы чаще, чем когда-либо, обращаемся за помощью к проверенному временем оборудованию, и всё ради того, чтобы добавить дополнительного вайба музыке. Что же стоит за этим процессом? Что делает такие не столь точные методы записи привлекательными?
Давайте взглянем на вышеуказанный вопрос с технической точки зрения.
Шум
Итак, прежде чем мы углубимся в тесты, сразу стоит сказать — аналоговая запись обязательно изменяет звук. Частотный диапазон шума разнится от магнитофона к магнитофону. Также он зависит от используемой ленты. Считается, что шипение добавляет характер, хоть и зачастую воспринимается, как побочный эффект. К примеру, самые современные приборы имеют повышенный хедрум (прим. ред.: разница между шумом и полезным сигналом). При этом тенденция к увеличению хедрума сохраняется.
Взгляните на анализ частотного спектра белого шума:
Вот, для сравнения, запись белого шума на скорости 15 ips (дюйм за секунду):
Менее шумные 30 ips:
Лента гарантированно окрасит звук шипением, но это лишь вершина айсберга. Давайте поближе рассмотрим дополнительные способы окраски звука.
Частотная характеристика
Есть много факторов, изменяющих частотные характеристики. В то время, как цифровая запись обеспечивает ровный частотный спектр от 20 Гц до 22 кГц (или более), большинство аналоговых систем имеет мягкий срез высоких частот.
Опять же, скорость воспроизведения ленты или винила очень сильно влияет на частотную характеристику. Говоря в общих чертах, более высокая скорость улучшает передачу высоких частот. Интересно, что скорость иглы по отношению к дорожке на 12-дюймовой пластинке к середине записи становится в два раза меньше. Именно поэтому многие мастеринг-инженеры не нарезают треки близко к яблоку пластинки.
Эффект можно увидеть (и услышать), если взглянуть на сравнение частотных характеристик двух разных записей "колотушки" — цифровой и кассетной.
Версия с кассеты (фиолетовый) больше, чем оригинальная цифровая запись (оранжевый), приглушена на высоких частотах.
Дела обстоят “лучше” при записи на профессиональный ленточный рекордер. Под последним подразумевается классический Studer A80. Результат заметно отличается от кассеты:
Тем не менее, если мы создадим график, показывающий разницу между цифровой версией и A80 (путём вычета сигналов в противофазе) станет ясно, что происходит нечто большее, чем просто спад эквалайзера.
Подобный эффект можно заметить при сравнении записи “снейра”, произведенной на цифру, с аналогичной “виниловой” записью.
Грязь
Всё вышесказанное предполагало, что мы работаем в среде, которая имеет одинаковую производительность для тихих и громких источников звука. На самом деле, большинство приборов аналоговой записи имеет гораздо меньшую линейность диапазона по сравнению с современными 24-битными DAW.
Лента имеет частотно-зависимую компрессию, которая прямо пропорциональна высоте уровня сигнала. Отсюда знаменитое звучание ленточной сатурации; прогрессирующая форма сжатия сигнала, ассоциирующаяся с “теплотой”.
Хороший способ это увидеть - звук бас-гитары:
Сравниваем его с двумя различными версиями ленты. Первую запись будем считать “нормальной”, в то время как вторую — “горячей” (т.е. с высоким уровнем сигнала на вход); с повышенной насыщенностью.
График АЧХ отчётливо показывает более сложную кривую для версии с “горячим” сигналом (оранжевый) в диапазоне 400-1000 Гц в сравнении с оригиналом (красный):
Тем не менее, полной картины это не даёт. Сравнение формы волны демонстрирует, что в процессе сигнал немного трансформируется:
Поймать момент
Сжатие входного сигнала особенно увеличивается на пиках, что является и недостатком насыщения. Динамически сжатый сигнал в транзиентах способен потерять ряд деталей.
Это особенно важно, если речь заходит о ударных.
Здесь мы имеем многослойный звук рабочего барабана с хлопком. Сравнение атаки каждого сигнала даёт возможность наблюдать за происходящим. Оригинальный сигнал показан чёрной волной на желтоватом фоне, версия с ленты синяя на сером фоне:
Не смотря на то, что часть транзиентов может пропасть (особенно при использовании аналоговой цепи с лампами или трансформаторами), гармонические искажения сделают звук более приятным, хоть и во вред точности.
Изменение затухания
Другой способ сравнения различных аудиозаписей — это анализ при помощи трёхмерного спектроанализатора. Он показывает изменение частотного спектра во времени.
Ниже мы применили его к пэду. Это оригинальный пэд записанный в цифре:
А вот он же нарезанный на винил:
Графики сглажены до разрешения 1/12 октавы, что делает более заметными тембральные изменения. Мы можем чётко рассмотреть разницу в отклике, особенно в высоких частотах, а также сглаживание динамического отклика около 200 Гц.
Работа за пультом
До сих пор мы были сосредоточены на аналоговых носителях записи. А что, например, происходит со звуком в цепи между сэмплером и DAW?
В этом примере звук “тома” записан в цифре, затем он был проведён обратно по цифровому каналу через аналоговую консоль.
Заметен значительный подъём ниже 100 Гц, при этом кривые выше очень похожи. Существуют различия во всём частотном диапазоне (изменения звука), но подобного эффекта мы не замечаем при записи на магнитную ленту.
В коробке
Какой же мы можем сделать вывод? Большая часть музыкальных продюсеров вряд ли будет печатать свой звук на виниле лишь ради того, чтобы добавить отличительных характеристик в свои треки (но мы совсем не против такого подхода, ведь дело это интересное). То же касается работы с дорогими профессиональным магнитофонами. На что нам нужна смекалка? Правильно! Чтобы найти подходящие плагины и верно их применить.
Во-первых, не бойтесь срезать эквалайзером; смягчайте тон. Радикальный срез выше 1 кГц может показаться противоречивым с точки зрения ясности и чёткости, но с анализом кривых ленты и винила не поспоришь. Ведь не каждый элемент дорожки должен быть чётким и ясным; резкая фильтрация может быть эффективной при воссоздании мягкого, сочного тона аналоговых записей.
Не бойтесь шума. С цифровыми синтезаторами и методами записи, мы привыкли к его низкому уровню, но естественное шипение ленты и тонкий гул некоторых аналоговых схем это не всегда плохо; “охватывающий” шум на низком уровне добавят характера вашим работам.
Если сравнивать с цифровыми альтернативами, аналоговые приборы обычно дороже, но не стоит забывать про плагины, ведь они позволяют совершать не менее впечатляющие “аналоговые чудеса”. В частности, U-he Satin подойдёт для имитации мягкого эффекта ленты, достаточно популярный Vintage Warmer 2 от PSP сгодится для более явного насыщения, а D16 Devastor — для мощной многополосной обработки.
Использовать ли аналоговый звук — выбирать вам. Тут главное не переусердствовать, и ваши творения от этого только выиграют.
Оригинал: attackmagazine.com/technique/tutorials/lessons-analogue-recording-techniques/4/
- Комментарии