Drop it: кик в электронной музыке
Если вы слушаете электронную музыку — особенно это относится к любителям танцевальных стилей, — то вам знакомо это приятное чувство, когда остаешься с киком (он же бас-бочка) один на один. В этом есть нечто большее, чем обычные ощущения от дропа; это тот момент, когда слух, тело сцепляются с последовательностью кика. Стучит или долбит; резко или плавно, но он направляет все покачивания, мотивирует прыжки, подсказывает когда нужно кивать и когда вскидывать руки.
Но что в бочке такого волшебного? Откуда она появилась? Как можно укрепить его звучание в своих треках? Вашему вниманию предлагается статья от David Abravanel на тему истории бас-бочки в электронной музыке.
Бесплатный пак с семплами киков
Большой взрыв
Электронный кик появился вследствие попытки имитировать акустический кик, так что имеет смысл рассмотреть разные компоненты звука бас-бочки:
-
Атака: она отвечает за то, как быстро кик проявляется — является ли он острым уколом или медленно нарастающими низкочастотным шумом. Атака — это транзиентный (перкуссионный) элемент кика, откуда следует, что хорошая атака обеспечивает кик, который будет отлично читаем в миксе.
-
Тело: после атаки проявляется басовый вес кика. Если атака привлекает внимание, то тело доходит до самой души (и глубже).
-
Хвост: хвост или задержка (decay) может быть как короткой конечной незаметной частью кика, так и важной его особенностью, определяющий общий характер. Последнее хорошо демонстрируют так называемые 808е кики, хвост которых является стилеобразующим элементом.
Вот несколько примеров киков с разными атаками, телами и хвостами, созданные в Live с помощью Operator, Drum Bass, Dynamic Tube, Delay, Redux, Saturator и EQ Eight. Попробуйте послушать их на разных наушниках и мониторах.
Как слышно из примеров, можно получить совершенно разные результаты, даже применяя лишь базовые принципы саунд-дизайна и с ограниченным рядом инструментов.
Первые искусственные кики
Первые драм-машины были больше “машины”, чем барабаны, по сути представляя собой синтезаторы, фокусирующиеся на повторении ритмов. В общем, первым устройством , которое можно было классифицировать как "драм-машина", является инструмент под названием Ритмикон. Последний был создан Львом Терменом и послушать его можно, например, здесь:
Андрей Смирнов демонстрирует Ритмикон на Ableton Loop 2017
Чуть позже появился более перкуссионный характер, но низ еще не проявился. Donca Matic, разделяющий имя с синглом Gorillaz, фактически был первым продуктом Korg. Он вышел в 1963:
Полное название (без шуток): Disco Rotary Electric Auto Rhythm Machine Donca Matic DA-20
Стоит упомянуть, что все вышеперечисленные девайсы имели очень узкую специализацию. Их воспринимали, как навороченные метрономы для практикующихся артистов или органистов, борющихся с нехваткой места.
Да будет грув
Истории музыкальных технологий известно множество примеров, когда случайность приводила к появлению новых форм самовыражения — начиная от разбитых колонок, породивших дисторшн, и заканчивая ограничениями цифровых синтезаторов и семплеров, открывших концепцию glitch-музыки. Как и любые новаторские работы, первые записанные произведения, в которых использовались драм-машины, были достаточно необычны. От Stevie Wonder, Sly and the Family Stone до Iggy Pop; определенные прогрессивно мыслящие артисты тяготели к использованию драм-машин, так как последние могли предоставить им метрономическую, машинную точность.
Donna Summer - “I Feel Love”. Иронично, что, помимо голоса Summer, машиноподобный кик является единственным не электронным элементом песни
Два исполнителя, которые действительно протолкнули электронные кики, известные нам сегодня, в основном занимались диско. Креативное партнерство продюсера Giorgio Moroder и Donna Summer породило вневременную музыку, которую и сегодня вполне можно услышать на танцполе. В песнях, подобных “I Feel Love”, сформировался тот самый “нечеловеческий пульс”, заставляющий людей танцевать. Вне диско, пионеры провокативного индастриала Throbbing Gristle обособленно начали вдохновляться электронным киком:
Throbbing Gristle - “Hot On The Heels Of Love”
тем временем Нью-Йоркские панк маргиналы Suicide позаимствовали из 60х, 70х формулу “орган и драм-машина” и, ускорив ее и оголив от лишнего до предела, получили предтечу синтетического панка, базирующуюся на кике Seeburg Select-A-Rhythm, пропущенном через дешевый дисторшн и усилок:
Наконец-то: KICK IT
Если вы хоть раз слушали hip-hop, techno или house, созданный начиная с 80х, тогда вы наверняка знаете что-то из ныне легендарных электронных киков. Эти кики появились в 80х и стали невероятно популярной новинкой.
Нет более известного и разнопланового в своем исполнении кика, чем звук с Roland TR-808. Вышедшая в 1982, 808 была наследницей такого устройства, как CR-78, которая создавалась, как электронный аккомпанист для органистов и начинающих исполнителей, пока не способных потратиться на сессионного барабанщика.
Известные ритмические рисунки с Roland TR-808
Даже после разового прослушивания становится понятно, что 808й не был точной заменой акустического рабочего барабана, но его неземное звучание — монолитное, бухующее и раскатистое — стало поистине культовым. 808й кик настолько легендарен, что его уже ни раз пытались воспроизвести в аппаратном или программном видах.
Возвращаемся в прошлое с отвязной рекламой TR-808 из 80х
Как уже упоминалось, 808я при том, что звучала полнее Doncamatic, не являлась заменой барабанщика.
Впервые представленная в 1983 Roland TR-909 стала следующим выпадом в сторону электронных драм-машин. Характерные семпловые сбивки на цимбалах, резкая атака и глубокий кик однозначно сделали 909й имя. Будучи основой техно и хауса, 909я бьет мощно и отлично работает в связке с дисторшном.
Кик TR-909 — это основа техно классики от Jeff Mills “The Bells”
Как вы сами можете слышать, кик с 909й имеет более резкую атаку и большее тело, чем кик с 808й. Кик с 909й больше прорезается через микс, в то время как кик с 808й куда более грохочущий и басовитый. С учетом этого, неудивительно, что последняя отлично вписывается в trap, где хай-хетовые трели и острые снейры оккупируют средние и высокие частоты, тем самым оставляя обширное пространство на глубине.
Ударимся в цифру
Само собой кики не заканчиваются на аналоге. Есть легенда, что профессиональные музыканты в свое время продали свои 808е\909е в с секонд хенды для того, чтобы вложиться в ранние семпловые драм-машины, где их, в свою очередь, приобрели те самые амбициозные хаус, техно и хип-хоп продюсеры). В то время как семплы пришли из мира акустики, звуки, произошедшие из недр первых EFPROM чипов с низкими семпльной частотой и невысоким уровнем битности, имели свой собственный электронный шарм.
Prince был большим поклонником Linn LM-1. В этом ролике можно увидеть что-то из его паттернов
Если есть желание использовать аутентичную обработку из LinnDrum-эпохи на собственных ритм семплах, то можете установить бесплатный Max for Live девайс, которым любезно поделился сооснователь Ableton Robert Henke.
Очевидно, что цифра способна предложить фанатам кика куда больше возможностей, чем память. На самом деле даже небольшая модуляция способна весомо дополнить кик, помочь ему стать интересным, а треку уникальным.Что касается FM перкуссий, то, наверное, в этом деле равных Autechre не найти. Зацените ломкое звучание цифровых кика и перкуссий в “Tilipia”:
Autechre - “Tilipia”
Миксуем кики с экспертом
Не важно синтезируете ли вы кики или семплируете, используя аналоговые или цифровые возможности, но кик в электронике должен плотно сидеть в миксе. За советом в данном вопросе мы решили обратиться к Kevin McHugh, главному звукорежиссеру Valence Studios.
Эквализация и компрессия — это самые распространенные эффекты, применяемые в отношении киков. “Правильно собранный кик не требует серьезной эквализации,” — говорит Kevin. — “А вот компрессия является ключевым компонентом при его обработке. К сожалению, ее часто используют как “кнопку повышающее громкость”, а не как оно изначально задумывалось — улучшать и контролировать поведение разных элементов кика в миксе. Компрессор способен кик более динамичным или более плоским, акцентировать атаку или затихание, добавить искажающих гармоник или наоборот подчистить их. Понимание настроек компрессии и как она влияет на состояние кика могут сильно изменить ваш микс”.
Две основных претензии к электронному кику в миксе: отсутствие веса и нечитаемость. Kevin высказался по обоим вопросам:
Читаемость: “Вместо того, чтобы сильно концентрироваться на типичных синтезаторных концепциях типа ADSR иногда полезнее подумать о трех важных компонентах кика: транзиент (щелчок в атаке), envelope/огибающая (спуск от от щелчка к глухому стуку) и decay/затихание (басовая, длительная составляющая). Если кик не проявляется в миксе, то это зачастую из-за неверного балансе этих трех компонентов с иными элементами. Возможно транзиенты слишком блеклые, и он теряется. Может decay слишком длинный и микс тонет в лишнем низе. Когда кик не читается, разгадка зачастую лежит в этих трех элементах”.
Вес: “Если говорить о кике, то его вес как правило заключен в огибающей или decay. Эта пара обычно отвечает за самые низкие частоты и пики кика. Зачастую лучший способ добавления веса этим зонам — это выставить начало огибающий с нижней точки и чтобы достижение decay происходило быстро. Очевидно, что длинный “сабовое” затихание будет воспринято, как нечто тяжелое, но без глухого стука он будет восприниматься теплой басовитой жижей”.
Попробуйте на свой кик накинуть Drum Bass для быстрого доступа к дисторшну и компрессии
Строить или не строить
Если вы интересуетесь форумами для продюсеров (вроде форума Ableton), то наверняка натыкались на мнение, что кики необходимо настраивать по фундаментальным басовым частотам. “Все это крайне субъективно,” — говорит Кевин. — “У людей проблемы распознанием чего-то ниже 60 Гц, где и находится фундаментальная частота киков. В некоторых треках данные частоты используются в качестве бас нот и именно в этих случаях соответствующая настройка очевидно необходима. В иных случаях больше важен “стук”, который отвечает за общую целостность и динамику трека”. В общем, решайте сами и не забывайте о конфликтах на низах!
Твори по своему
И, наконец, еще несколько советов от Kevin McHugh. На просьбу показать пару трюков, применяемых на кике, он поделился вот такими мыслями:
“Возможно, это звучит банально, но я продолжаю избегать “трюков” и определенного оборудования и больше пытаюсь сосредотачиваться на развитии и использовании слуха. Замороченные дорогие мониторы бесполезны в комнате, в которой их нормально не слышно, и никакие хитрые трюки не вытянут результат, пока последний не будет базироваться на вдумчивом прослушивании материала. Кик должен быть одной из фигур на шахматной доске. Он сам по себе достаточно дорог, но работает на общую картину. Если вы придумаете для него правильную роль в общей стратегии, то игра пойдет куда интереснее”.
Теперь, когда вы узнали что-то из истории электронных киков — их создании и микшировании, — предлагаем сотворить что-нибудь свое. Для вдохновения предлагаем забрать 30 бесплатных kick-семплов в виде Drum Rack’ов. Все звуки были сделаны с помощью таких Ableton устройств, как Operator, Drum Buss, Saturator, Redux, Dynamic Tube, EQ Eight, Delay, и Utility.
Бесплатный пак kick-семплов, совместимый с Live 10 Suit, Standart и Intro
Если есть желание углубиться в тему и разнообразить свои синтетические ритмы, можно еще скачать Live Set, который включает в себя синтезированные сетапы для всех звуков (необходим Live 10):
- Комментарии