История синтетических пэдов
Синтезаторные пэды могут стать идеальным инструментом в руках продюсера, который заполнит свободное пространство в миксе и улучшит эмоциональную составляющую любого трека.
Терминология и зарождение
Никто на самом деле не знает, откуда появился термин «пэд» или даже когда он впервые был использован. Однако можно отследить его применение аж несколько сотен лет назад, когда такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах, использовали струнные инструменты для «заполнения» текстур своих произведений. Несмотря на столь долгую историю пэдов, можно смело утверждать, что общая их концепция с тех пор не изменилась, в отличие от способа производства музыки.
Если буквально рассматривать формулировку термина, цель пэдов состоит в том, чтобы заполнить текстуру трека: кому-то это необходимо для создания ощещения целостности музыкальной композиции, а кому-то сугубо в инженерных целях.
Одним из самых ранних примеров использования электронных пэдов можно считать работы экспериментального композитора Карлхайнца Штокхаузена. В своей работе под названием «Hymnen» (1967) он использовал различные гимны со всего мира, которые были записаны, обработаны и видоизменены таким образом, что они перетекали друг в друга. Это можно сравнить с диджеингом, однако Штокхаузен работал исключительно с магнитной лентой. Наряду с этой новаторской для своего времени техникой, Штокхаузен использовал посторонние абстрактные звуки. Они иногда оказывались в центре внимания, но чаще растворялись на заднем плане как вспомогательная текстура, уступая место фрагментам государственного гимна.
Такое использование электронного звука, конечно, сильно отличается от современного, но он сам того не подозревая зародил идеи для будущих концепций. А с появлением электронных органов и струнных машин в 70-х, пэды в современном понимании стали появляться все чаще.
Эффективное использование
В 1974 году Kraftwerk выпустили альбом под названием Autobahn. Выдержанная концептуальная работа, заглавная песня которой длилась более двадцати двух минут, где места для использования пэдов у ребят из Дюссельдорфа было предостаточно. В это время полноценных полисинтезаторов или хотя бы синтезаторов, которые могли бы играть массивные аккорды, практически не существовало. Kraftwerk буквально не оставалось ничего более, чем использовать для пэдовых текстур две легендарные машины в лице ARP Odyssey и MiniMoog. ARP является дуофоническим, то есть два его осциллятора могут быть назначены на разные ноты музыкальных интервалов. В то же время у MiniMoog была фишка с тремя его осцилляторами, где один аккорд мог быть создан с помощью их перенастройки. Таким образом создавались жирные и пышные трезвучия, которые можно услышать на протяжении всего заглавного трека альбома. Однако, важно понимать, что создание постоянно изменяющегося, движущегося звука практически невозможно без добавления различных эффектов, в частности фейзера, дилея и реверберации.
Подобная техника была также использована пару лет спустя Жаном-Мишелем Жарром, что можно услышать в его альбоме Oxygene. Там он использовал струнные машины и электронные органы совместно с легендарным ранним воплощением фейзера Electro-Harmonix Small Stone, чтобы создать красивые плотные, модулируемые органические текстуры с небольшим дилеем. Эти текстуры отлично передавали настроение футуристической научной фантастики конца 70-х годов.
Такое интересное и одновременно простое применение пэдов позволяет всегда удерживать их в центре внимания. Конечно, при желании можно сделать что-то максимально органичное, как поступили 10cc в своем хите I'm Not In Love. Для этой работы группа записала разные отдельные ноты своих собственных голосов на многодорожечный магнитофон, а потом постепенно увеличивала и уменьшала их в миксе, чтобы создать самую необычную пэдовую текстуру, которая теперь легко воссоздается с помощью семплирования. Подобный прием с использованием классического Меллотронного хора вновь стал популярным, когда такие группы, как Radiohead, решили его использовать.
Современные тенденции
Даже в самых современных записях мы до сих пор встречаем подобные винтажные звуки у самых разных артистов, от LIndstrøm до Coldplay. Но по мере развития технологии пэдов мы можем наблюдать обогащение гармоничного наполнения различными вариациями волн типа Super или HyperSaw. Такая концепция приводит к дополнительному уплотнению звука в миксах путем добавления и расстраивания вспомогательных осцилляторов для создания громоздкого звукового тембра, который часто встречается в современных танцевальных хитах.
Классические и современные техники
Итак, давайте рассмотрим несколько вариантов и способов, с помощью которых можно было бы создать различные интересные пэды. Если у вас есть стремление создать что-то винтажное, совсем не обязательно покупать какое-нибудь старинное устройство для достижения аналогичных результатов.
Рассматривая винтажные технологии, лучшим вариантом будет начать со струнных машин. Одним из наиболее уважаемых и узнаваемых устройств является Solina String Ensemble, также известное как ARP String Ensemble. В конце 70-х это был один из кучи других струнных синтезаторов, который, тем не менее, пережил проверку временем. Многие коммерческие пакеты DAW поставляются с семплами Solina на борту, но если вам этого будет недостаточно, существует множество сторонних решений. Небезызвестная библиотека UVI под названием String Machines 2 работает на базе собственного плагина компании Workstation или поставляется как часть их флагманского пакета Falcon. Он содержит поражающие воображение шестьдесят две струнные машины — кто бы мог подумать, что существовало аж 62 подобных устройства. Наряду с этой потрясающей коллекцией семплов в комплекте поставляется и другой функционал, такой как эффекты или арпеджиатор.
Другим таким же ценным примером является G-Force VSM (Virtual String Machine), который также предлагает на выбор огромное количество классических моделей с опциями модуляции и лееринга.
Несмотря на то, что выбор правильного исходного звука — это чуть ли не половина всей работы, особенно если вы хотите добиться винтажности звучания, помимо этого еще нужно произвести очень много операций для достижения финального результата. Например, модуляция, один из ключевых моментов, и именно здесь различные специальные плагины могут оказаться как нельзя кстати. Но даже без каких-то навороченных пакетов возможно создать что-то винтажное с базовыми функциями в любой DAW.
Начать можно с любым синтезатором, даже если у него на борту всего один осциллятор. Если есть возможность добавить второй осциллятор, это приведет к расширению звука, появится возможность отстройки осцилляторов друг относительно друга. И хотя это может помочь быстрее достичь желаемого результата, наличие множества осцилляторов вовсе не является обязательным. В приведенном ниже примере мы начнем с базовой формы волны Sawtooth, используя один из базовых синтезаторов Logic (ES-1). Немного закроем низкочастотных фильтр, чтобы наш пэд не получился слишком ярким.
Следующим пунктом будет добавление некоторой модуляции в виде эффекта фейзера или хоруса. Даже самый простой плагин сделает свое дело, но лучше поищите эффект, у которого на борту будет пара LFO. Их можно настроить в противофазе друг другу или для работы на разных скоростях. Именно такое применение LFO и создает ощущение постоянного изменения модуляции, зачастую к этому добавляется стерео-эффект. Таким довольно нехитрым способом уже получился довольно простой винтажный звук, но если вы хотите добиться полного соответствия с Oxygene, попробуйте добавить фейзер с довольно экстремальными резонансными настройками. Спанорамируйте его на одну сторону стереоизображения и добавьте дилея, используя для этого шину. Получившийся сигнал на шине вы можете панорамировать на противоположную сторону стереоизображения. Это будет похоже на звук ушедшей эпохи, очень стильно.
В зависимости от расположения пэда в миксе, целесообразным может оказаться срез низких частот с помощью фильтра или эквалайзера. Это не так важно, если ваш пэд находится по центру, хотя даже в таком случае срез поможет избежать проблем с другими низкочастотными инструментами.
Гейтирование
Если мы переместимся в 80-е годы, то увидим, что синтезаторные пэды этого времени в основном представляют собой яркие открытые звуки таких машин, как серия Roland Juno. Подобно своим предшественникам в лице струнных машин 70-х годов, настройка высоты тона осцилляторов серии Juno была весьма ограниченной. Плотность звука создавалась в основном за счет добавления эффекта хоруса.
Логическим витком развития синтезаторостроения стало уплотнение звука в начале производственной цепочки, что привело к появлению синтезаторов в 90-х годах, у которых была возможность изменять высоту тона нескольких осцилляторов. Тогда же зародилась Supersaw в таких синтезаторах, как Access Virus и Roland JP-8000.
Несмотря на то, что сейчас существует множество виртуальных инструментов, которые позволяют добиться звука Supersaw одним нажатием, проявив изобретательность похожий звук можно создать практически на любом синтезаторе.
Давайте рассмотрим такой пример с ES-2 в Logic. Для наших целей подойдет любой аналогичный синтезатор, главное, чтобы у него было три осциллятора.
Начнем с переключения типа волны всех трех осцилляторов на пилообразную, понизив высоту тона третьего на целую октаву. Два других осциллятора нужно слега расстроить друг относительно друга. Как и многие стандартные синтезаторы DAW, ES-2 оснащен возможностью наложения тонов осциллятора в унисон, что позволяет значительно увеличить количество исходных голосов. В нашем случае повышаем это количество до 16, убедившись перед этим, что мы работаем в режиме Poly. Фильтр, как мы выяснили выше, сильно закрывать не нужно. Наоборот, можно немного увеличить значения параметра овердрайв. И, наконец, чтобы добиться узнаваемого звучания SuperSaw, нужно увеличить общую степень расстройки осцилляторов параметром detune.
В создании подобного рода звука есть еще несколько параметров, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, обязательно добавьте модуляцию от секции огибающей на работу фильтра. Так как мы хотим добиться классического звука пэдов того времени, любое увеличение атаки фильтра будет неправдоподобно. Убедитесь, что параметр сустейн огибающей, которая управляет усилителем, выкручен на максимум.
Еще одной классической техникой при создании пэдов считается гейтирование. Это достигается модуляцией громкости устойчивого пэда гейтером. В этом случае все так же не будет лишней модуляция и других параметров, таких как панорамирование и фильтрация, или даже управление эффектами, например, реверберацией и дилеем.
Для достижения описанного эффекта отлично подойдут плагины Gatekeeper от Polyverse или Shaperbox от Cableguys.
Железо или софт
Всегда легко впасть в пропасть раздумий о том, что лучше: железо или софт. Об этом можно бесконечно спорить, но лучше понять, что важно не то, на чем был написан ваш пэд, важно то, насколько он удовлетворяет требованиям вашего конкретного микса.
Если вы предпочитаете играть вживую, вы скорее остановитесь на выборе аналогового оборудования, и в этом случае есть несколько отличных инструментов для создания замечательных пэдов. Например, STVC от Waldorf — это струнная машина и вокодер с прекрасным звуком. Данный инстремент замечательно подойдет как для имитации винтажного звучания, так и для создания современных блестящих пэдов. Аналогично, Roland JU-06a — это модуль, который спроектирован на основе оригинальных моделей Juno 60 и 106.
Если вас больше привлекает программное обеспечение, для вас на рынке представлено огромное количество плагинов и ромплеров на основе реальных синтезаторов. Из наиболее известных продуктов можем выделить Massive от Native Instruments или Nexus3 от reFX. Для создания пэдов многие считают самым мощным инструментом Omnisphere от Spectrasonics. В нем полно как винтажных, так и современным пресетов, что делает его очень универсальным синтезатором.
Оригинальная статья- Комментарии