Как продюсировать так, чтобы звукорежиссер не страдал
Задача звукорежиссера — сделать так, чтобы все звучало одновременно хорошо как с технической, так и художественной точек зрения. Хотя у инженеров есть множество инструментов для достижения подобных целей, важно помнить, что сведение — не волшебство, и в конечном итоге, чем лучше написан трек, тем лучших результатов можно достичь.
Сведение шлифует аранжировку. Исходя из этой мысли, можно с уверенностью сказать, что музыкант, "помогающий сведению" прямо во время продюсирования, в конечном итоге окажет только положительное влияние на итог.
Однако будьте осторожны — не стоит сводить и продюсировать одновременно или пытаться выполнять работу звукорежиссера во время продюсирования. Надо просто придерживаться определенных правил, которые позволят не усложнять звукорежиссеру жизнь.
Что такое "сведение во время продюсирования"
Рассмотрим, почему для артиста важно заниматься "сведением" во время создания трека. Стоит уточнить: это не означает, что нужно быть не только продюсером, но и инженером. Скорее, во время продюсирования стоит заранее думать о том, что будет происходить с треком в руках звукорежиссера.
"Сводить во время продюсирования" — значит осознавать, что каждое решение, как большое, так и маленькое, оказывает значительное влияние на то, каким путем пойдет сведение. Разберем, что это за решения и как каждое из них может непосредственно повлиять на микс.
Для начала разберем процесс создания музыки в общих чертах.
К основам. Этапы создания трека
Хотя продюсирование — форма искусства, оно, как и любой другой процесс создания, обычно делится на этапы. Вот они:
- Сочинение
- Аранжировка
- Запись (или "продюсирование" в электронных жанрах)
- Сведение
- Мастеринг
Начинающие продюсеры могут посмотреть на эти этапы и сказать, что продюсирование совсем не похоже на сведение, что это разные вещи, и что "ошибки" — или, скажем так, "компромиссы" — на этапе продюсирования сможет вытянуть “звукореж”. Это широко распространенное заблуждение выражается известной фразой: "на сведении поправим".
Хотя некоторые вещи можно исправить в процессе сведения, после завершения аранжировки, важно помнить, что попытка "спасти" микс может привести к достаточно плачевным результатам. Альтернативой вышеописанному является подход, при котором продюсер проходит первые 2 этапа с мыслью о сведении.
Что такое хороший микс
Для создания качественного микса следует удостовериться, что в исходном материале:
- Ни один инструмент не выбивается по громкости;
- Инструменты в частотном плане не перекрывают друг-друга;
- Инструменты охватывают все пространство: слева, справа, спереди и сзади;
- Охвачен весь звуковой спектр;
- Есть что-то интересное для слушателя.
Как правило, звукорежиссер обладает всеми необходимыми навыками и инструментами для того, чтобы микс в итоге зазвучал именно так. Однако, в конечном итоге, полностью полагаться на инженера не стоит, тем более, что можно заранее во всем этом удостовериться самому.
Во-первых, сосредоточьтесь на аранжировке
Малоизвестный факт о сведении: оно начинается с аранжировки трека. Например, бас, смещенный относительно кика отлично работает на танцполе, так как оба звука, несмотря на то, что находятся очень близко друг к другу на спектрограмме, из-за этого умудряются не конфликтовать. Даже простая смена нот может сильно исправить микс без необходимости применения эквализация.
Еще пример: перестановка регистров похожих звуков может нивелировать конфликт. Допустим, у вас есть два басовых синтезатора, играющих вместе. Перенос одного из них на октаву приведет к лучшему балансу в миксе.
В целом, во время создания аранжировки необходимо помнить, что-то, какие ноты вы выбираете и в каком месте их ставите, сильно влияет на то, каким будет микс, и что с ним вообще можно будет сделать.
Создаем трек. Инструменты и выбор звуков
Поскольку продюсирование в любом жанре, безусловно, подразумевает выбор из множества звуков, крайне важно учитывать, как их тональные качества потенциально могут повлиять на микс. Приведем пару примеров.
Предположим, что в аранжировке всего один звук. В этом случае в его распоряжении весь звуковой спектр от 20 Гц до 20 кГц. Если это, например, синтезаторный пэд, представим его "богатым", полным гармоник на низких, средних и высоких частотах. Такой пэд гарантирует, что конечный микс будет охватывать весь частотный спектр.
Однако если к нему добавить синтезаторный бас, то низкие частоты одновременно будут заняты уже 2 инструментами. Есть несколько вариантов решения подобных проблем:
- Можно выбрать синтезаторный пэд “победнее” с менее занятыми низкими частотами;
- Можно изменить звук с помощью эквалайзера синтезатора (фильтр высоких частот, громкость суб-осциллятора и т.д.).
Даже простой, казалось бы, выбор звука во время продюсирование, его показатели оказывают огромное влияние на то, что придется делать во время сведение.
Небольшая хитрость. Прослушивание на низкой громкости
Приходилось ли вам пытаться услышать где и что находится в миксе из 30-40 инструментальных дорожек? Часто бывает, что ты так увлечен созданием трека, что не замечаешь, что надобавлял уже непонятного чего. Поэтому полезно делать перерывы через каждые 5-6 добавленных инструментов и начинать их сведение инструментов с нуля. Главное делать это на низкой громкости.
Невысокий уровень громкости очень важен, ведь фокус в том, что так выходит взглянуть на результат работы под иным углом. Такой подход позволит лучше оценить баланс инструментов, поскольку выйдет услышать их по частям и с четким уровнем звучания.
Разберем метод подробнее.
Во-первых, установите громкость на очень низкий уровень. Если у вас есть шумомер, то ориентируйтесь на 50-60 дБ SPL (уровень ниже комфортного для разговора).
Затем выкрутите все регуляторы громкости на минимум (до минус бесконечности дБ, то есть до упора вниз, а после начните поднимать их один за другим.
Это даст 2 преимущества:
- Получится гораздо более сбалансированный микс из инструментов, представленных на данный момент.
- Будут лучше сбалансированы гейны, появится запас по уровням на каждом канале, а также на мастер-фейдере.
СОВЕТ: Если кик уже уложен, начните повышать его уровень так, чтобы пиковый уровень на цифровой шкале показывал около -5 дБ. Весь микс никогда не будет окрашивать мастер в красный, если кик достает только до -5 дБ.
Стоит ли оставлять FX инженеру? За и против
Продюсеры часто спрашивают звукорежиссеров, стоит ли оставлять эффекты включенными при передачи трека в работу. Это напрямую связано с вопросом о том, стоит ли использовать эффекты во время продакшна.
Подумайте, является ли использованный эффект, частью звука. Например, если есть ревербератор, который, по замыслу, часть снейра, то явно его следует оставить. Сатурации, задержки, эффекты модуляции, эквалайзеры, фильтры,и любые другие эффекты, которые являются неотъемлемой частью того или иного звука трогать не стоит. Звукорежиссер будет доволен их получить, поскольку они дадут возможность лучше понять направление мыслей продюсера.
Продюсируйте, ориентируясь на мышление звукорежиссера, и он скажет вам спасибо
Хотя создание музыки состоит из отдельных этапов, таких как сочинение, аранжировка, продакшн, сведение и мастеринг, важно помнить, что они тесно друг с другом связаны. Именно поэтому продюсер должен знать, что те или иные решения могут радикально влиять на то, что будет происходить с треком в будущем. Продюсирование с мыслью о сведении повышает уровень мастерства и помогает развитию карьеры, ведь треки начинают качественнее звучать.
В следующий раз, когда будете писать музыку, вспомните, что каждое решение влияет на то, что можно будет сделать во время сведения.
- Комментарии