Как сделать идеальный вокал
Вокал — залог успеха практически любого трека. Поэтому важно, чтобы инженеры полностью понимали, как лучше всего его записать и встроить в микс. В этой статье мы разбиваем технические особенности записи и обработки вокала: от размещения микрофона до наложения эффектов.
Вокал делает треки запоминающимися. Не важно, будь то битбокс или просто крики под гитарное соло и синтезаторы. Трудно отрицать, что именно сочетание правильных мелодии и текста проще всего врезаются нам в голову на долгие и долгие годы. В этой статье мы рассмотрим процесс записи вокала и расскажем о некоторых уникальных техниках работы с этим инструментом.
Микрофон
Существует множество факторов и потенциальных препятствий, которые лежат между инженером, вокалистом и великолепно звучащим вокалом. В этом блоке мы проследим цепочку событий от начала до конца, начиная с одного из самых важных решений, которые должен принять любой инженер: выбора микрофона.
Сразу отметим, что в большинстве студийных записей используются конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой. Если вы отправитесь в профессиональную студию для записи вокала, скорее всего, там вы найдете целый шкаф для микрофонов, изобилующий потрясающими моделями.
Важно понимать, что не существует универсального решения для записи вокала. Разные голоса и стили исполнения подходят для разных микрофонов. Некоторые звучат потрясающе на более мягком, теплом и интимном вокале, в то время как другие лучше реагируют на певцов, которые любят громко и четко выговаривать все слова и фразы. Одни микрофоны лучше настроены на захват верхних частот, другие более богато звучат на средних. У всех микрофонов свои особенности.
Выбрав походящий микрофон, вам нужно будет решить, добавлять ли перед аудиоинтерфейсом отдельный предусилитель. Большинство современных аудиоинтерфейсов обладают встроенной функцией фантомного питания (которое необходимо для конденсаторного микрофона) и позволяют настраивать уровни записи. Так что можно записывать вокал прямо в DAW, не оборудуя перед интерфейсом целую вереницу различных железок для обработки звука.
Однако точно так же, как и модель микрофона, любая обработка на канале, через которую вы проводите сигнал, будет оказывать существенное влияние на звучание вокала. Это связано с внутренним устройством девайсов для обработки. Они предназначены для обогащения звука и, в некоторых случаях, для управления динамикой. Voxbox от Manley и Avalon VT-737SP от Avalon Design — два отличных примера канальной обработки для записи вокала. Оба включают в себя модули эквалайзера и компрессора и, что особенно важно, используют ламповую схему для добавления приятных гармонических искажений и текстуры.
Работа с вокалом в DAW, можно сказать, избаловала нас в отношении того, насколько большие изменения эквалайзером и компрессором мы хотим внести до записи на компьютер. Ведь мы знаем, что у нас еще будет возможность изменить эти (и многие другие) эффекты позже в процессе аранжировки и сведения. Но добившись сильного и характерного звука с самого начала вы сэкономите кучу времени в дальнейшем на его полировку. Канальная обработка эффектами поможет вам сформировать желаемый звук еще до записи.
Однако стоит отметить, что ваша DAW и/или аудиоинтерфейс действительно могут стать золотой серединой в этом вопросе. Они позволяют формировать звуковой тракт с помощью программных плагинов, таким образом после записи вокала можно будет более тщательно настроить их работу в будущем. Например, производитель аудиоинтерфейсов и плагинов Universal Audio создал множество высококачественных эмуляций наиболее востребованных в мире устройств для обработки сигнала, эквалайзеров и компрессоров. А интерфейсы UA позволяют пользователям решать, нужно ли фиксировать весь звуковой тракт эффектов в аудиофайл.
Основы звукозаписи
Какой бы вариант работы вы не предпочли, есть некоторые основы, которые нужно знать каждому независимо от используемого оборудования и условий записи. В первую очередь нужно всегда следить за уровнем поступающего сигнала, который ни при каких обстоятельствах не должен пиковать, или другими словами, уровень входящего сигнала в вашей DAW не должен достигать красного цвета. Не существует стопроцентного способа безболезненно убрать цифровое искажение из записи. И в отличие от некоторых форм аналогового искажения, его цифровой собрат звучит максимально не музыкально.
Также важно помнить, что в вашей DAW фейдер, который управляет громкостью записываемого канала, отвечает не за входной уровень. Он регулирует громкость звука при его воспроизведении с компьютера уже после записи. Чтобы правильно выстроить все уровни, нужно настраивать свой аудиоинтерфейс и приборы канальной обработки, если вы их используете.
Все вокальные микрофоны лучше крепить на стойки, а не держать в руках. Это поможет записать более чистый сигнал, и исполнителю будет спокойнее. Не забудьте приобрести поп-фильтр. Это небольшой, обычно круглый экран, который прикручиваются к микрофонной стойке. Он помогает устранить «взрывные» звуки, типа «Б» и «П».
Поэкспериментируйте с расстоянием между певцом и микрофоном. В этом также могут помочь поп-фильтры, поскольку они служат разделителем между вокалистом и микрофоном. Разместите поп-фильтр на нужном расстоянии и попросите исполнителя спеть прямо в него. Правильное расстояние будет зависеть от громкости голоса вокалиста и чувствительности микрофона. Некоторые модели справляются лучше при небольшой дистанции, другие наоборот. В целом, расстояние от 10 до 15 см является отличной отправной точкой для большинства вокалистов и микрофонов.
Талант
Последние несколько абзацев были посвящены чисто техническим аспектам. Но даже самое лучшее в мире оборудование и энциклопедические знания техники записи вокала не могут спасти бездарное исполнение. Если вы хотите великолепно звучащий вокал, вам понадобится великолепный певец.
Но что делает певца великим? Конечно, это субъективный вопрос. Однако по сути вам нужен тот, кто сможет правильно передать всю суть песни, тот, кого вы захотите переслушивать снова и снова. Таких людей найти сложно. Есть много посредственных вокалистов, которые способны отлично попадать в ноты и тайминг. Но тех, кто может уловить волшебство песни, тех, кто живет и дышит сантиментами, найти не так просто.
Возможно, у вас уже есть кто-нибудь на примете, кто отвечает вашим требованиям. Возможно, вы сами тот человек. Если нет, придется потратить некоторое время на изучение портфолио вокалистов в Интернете. Попробуйте поспрашивать у ваших друзей продюсеров, не могут ли они кого порекомендовать. Если вы сомневаетесь в своих способностях правильно записывать и продюсировать профессионального вокалиста, просто помните, что фантастический вокал, записанный плохо, будет содержать в себе больше энергии и эмоций, чем непримечательное исполнение, записанное через лучшее в мире оборудование. Всегда отдавайте предпочтение таланту.
Запись и редактирование
Во время записи настоятельно рекомендуется сохранять по несколько дублей каждой партии: лид-вокал, бэки, гармонии, импровы и т.д. Тому есть множество причин. Во-первых, вокалистам, как и всем музыкантам, нужно некоторое время, чтобы разогреться, подготовить свой голос на первых дублях. Редко бывает так, что именно первая попытка оказывается лучшей. Но не спешите удалять «неудачные» дубли. В наши дни, когда места на жестком диске предостаточно, имеет смысл сохранять каждую попытку, даже если некоторые из них не кажутся такими уж многообещающими на момент записи. Всегда лучше перестраховаться, чем потом жалеть. Бывают случаи, когда этот именно первый дубль содержит в себе какое-то необъяснимое волшебство, особенно если вокалист по-настоящему загорелся треком.
Итак, после записи вокала, у вас должно получиться несколько дублей. В зависимости от того, какую DAW вы используете и как предпочитаете записывать вокал, они будут либо выстроены друг над другом, либо расположены на одной звуковой дорожке. В любом случае, ваша задача теперь состоит в том, чтобы отобрать лучшие моменты. Этот процесс в профессиональной среде называется «редактирование вокала». Но нужно не просто вычленить наиболее удачные кусочки относительно гармонии и тайминга. Иногда все сводится именно к вайбу и ощущениям.
При редактировании начните с одной короткой части песни и потихоньку поочередно просмотрите все. Например, начните с первой половины первого куплета. Установите петлю и прослушайте каждый дубль отдельно для сравнения.
После выберите наиболее удачные кусочки и либо переместите их в самый верх, либо просто вырежьте нужные фрагменты и придайте им такой цвет, чтобы вы могли запомнить свои любимые отрезки. При необходимости, перетащите все выбранные вами отрывки на новую дорожку и воспользуйтесь кроссфейдами, чтобы склеить все воедино. При редактировании будьте осторожны с тем, насколько близко вы размещаете друг к другу начало и конец фраз. Можно легко непреднамеренно потерять тихий звук «С» в конце слова, и еще проще обрезать фрагмент так близко, что дыхание вокалиста полностью исчезнет. Помните, певец — человек, а не робот. Отсутствие дыхания может вызвать у слушателей ощущение клаустрофобии.
Тюнинг и тайминг
Как только у вас сформировалась целая партия вокала, скорее всего, вы захотите поправить отдельные моменты по питчу и таймингу. Обычно такую работу можно проделать с помощью стандартных инструментов, доступных в вашей DAW. В качестве альтернативы рассмотрите сторонние плагины, такие как Antares Auto-Tune или Celemony Melodyne. Что касается коррекции вокала по питчу, есть два метода работы: прозрачная и легкая настройка, которая вносит небольшие изменения в исходный вариант, сохраняя при этом первоначальную музыкальную идею; и более экстремальная коррекция высоты тона, при которой автотюн становится характерным слышимым эффектом. Как наиболее яркий пример последнего, пожалуй, можно привести трек Cher «Believe» 1998 года. С тех пор данный метод работы уже много раз то входил, то выходил из моды. Он точно не подойдет для каждого проекта, но, при грамотном использовании, можно придать песне очень интересный оттенок.
Если вам нужно пододвинуть отдельные моменты по таймингу, просто переместите аудиофайлы, которые вы скомпилировали. Оба вышеупомянутых плагина также позволяют настраивать вокал по времени. Чтобы уменьшить нагрузку на компьютер при использовании плагинов, продюсеры часто рендерят получившийся вокал на новую аудиодорожку (без каких-либо других эффектов) и используют результат в качестве мастер-дубля.
Если вам понравится такой подход, после рендеринга оттюненной версии отключите исходную дорожку с установленным плагином. Но не спешите ее удалять, пока полностью не закончите проект. Если по мере написания трека вы почувствуете, что нужно изменить одну или две строчки, или что вам нужно перенастроить тюн, или выбрать другой дубль, вы скажете себе спасибо за то, что сохранили исходники.
Сведение вокала
Следующим этапом вам нужно выровнять вокальную партию в общем миксе трека, чтобы он звучал как важная часть вашего проекта и имел привилегированный статус относительно других инструментов. Для начала необходимо уделить должное внимание вокалу точно так же, как и любому другому компоненту трека. Это касается характера звучания, динамики и пространства. В этом смысле нет универсального решения, поскольку каждое музыкальное произведение уникально.
Какой микрофон вы использовали? Насколько акустически правильно обработано помещение для записи? Сколько дорожек в вашем проекте? Инструменты акустические или электронные? Это хаус-музыка? Фолк? Каждый жанр, каждый инструмент, каждая мелочь в миксе требуют разного баланса. Поэтому, что касается сведения, важно не просто воспринимать всю полученную информацию о конкретных техниках просто как примеры работы, важно также сопротивляться искушению использовать без изменений любые стандартные пресеты, предложенные плагинами.
Тем не менее, есть некоторая база, которую необходимо понять, если вы хотите, чтобы ваш вокал звучал как можно более профессионально. На всех вокальных дорожках, как правило, используются одни и те же инструменты, независимо от жанра. Скорее всего, вам понадобится эквалайзер, чтобы сформировать характер; компрессор для управления динамикой и реверберация, которая способна придать сухому звуку ощущение пространства.
Эквалайзер служит двум целям. Во-первых, он помогает точно, практически хирургически решать проблемы с нежелательными частотами на записи. Они зачастую могут быть вызваны усилением основного тона в голосе вашего певца вашим микрофоном, предусилителем и акустикой комнаты. Во-вторых, эквалайзер позволяет улучшить характер звучания голоса, поднимая или опуская определенные частотные группы. Такой прием используется, чтобы добавить блеск, цвет, четкость и разборчивость голосу. Чтобы определить, какие частоты нужно усилить, а какие ослабить полагайтесь прежде всего на свой слух.
Компрессия используется для сужения динамического диапазона и часто оказывается необходимой при сведении вокала. Ослабление самых громких пиков позволяет повысить уровень более тихих моментов и может гарантировать, что вокал будет звучать более богато и мощно. Если вам нужен особенно сильный вокал для всей песни целиком или для ее части (например, припева), параллельная компрессия — ваше спасение.
Нью-Йоркская компрессия
Параллельная компрессия, также известная как Нью-Йоркская, является широко распространенной студийной техникой, используемой как во всех пяти районах города, так и за их пределами. Представим, что у вас есть партия ударных, запрограммированная для разных элементов: бочки, малого барабана и хай-хэта. На каждом из каналов установлены свои настройки для эквалайзера и компрессора, соответствующие каждому звуку. Предположим, вы затем группируете все три звука вместе, отправляя их на отдельную шину обработки, где вы добавляете еще один компрессор. Последний будет влиять на все три дорожки и эффективно работать как собирающий компрессор.
Если навесить на шину обработки сильный компрессор с низким порогом срабатывания и высокой степенью сжатия, звук ударных станет мощным, пробивающим. Сам по себе такой экстремальный вариант вряд ли подойдет для большинства треков. Однако, если подмешать обработанный сигнал к оригинальной партии ударных, он добавит миксу веса и уверенности. Эту технику можно применить и к вокалу. Обработка параллельной компрессией — это изящный прием, с помощью которого можно усилить лид-партию во всей песне, если изначальная запись не соответствует настроению и качеству. Точно так же этот метод можно применять только в самых важных частях песни, где требуется дополнительная мощность. Для этого просто используйте автоматизацию.
Что касается обработки параллельной компрессией исключительно вокала, рекомендуем также изучить деэссинг. Опять же, в зависимости от выбора исполнителя, вокального микрофона и места для записи, есть возможность, что звуки «С» будут сильно вырываться из микса, отвлекая слушателя. Деэссеры — это частотно-зависимые компрессоры, которые работают только в пределах заданной пользователем полосы частот. Многополосные компрессоры также зачастую способны справится с подобной задачей. Однако плагины, специально предназначенные для этой цели, в большинстве случаев работают лучше.
Пространственные эффекты
Теперь мы переходим к эффектам и начинаем добавлять в микс пространства. Это будет особенно весело, если вам удастся найти вокал, записанный в акустически сухой комнате. После обработки эквалайзером и компрессором, скорее все, вокал звучит немного высоко и сухо. Эту проблему исправляют различные пространственные эффекты, типа реверба или дилея. Их работу давайте разберем на небольшом примере.
Послушайте «Break My Heart» певицы Дуа Липа. Первые строки звучат невероятно сухо. Вначале в нескольких репликах вообще нет слышимой реверберации и каких-либо вокальных эффектов. До середины первого куплета. Когда Дуа Липа поет «I like…», появляются ярко выраженные эффекты реверберации и дилея, заполняющие пробел до следующей фразы. Такой же прием используется во второй половине первого куплета, обеспечивая более объемную вокальную обработку.
Есть еще множество подобных примеров в любых жанрах и стилях. Главное, что нужно понять — пространственная обработка в большинстве случаев не статична. Вместо этого она изменяется, появляется и исчезает там, где это необходимо.
Как это достигается? Эффекты могут быть добавлены в проект двумя способами: они могут быть встроены непосредственно на канал, или выведены как отдельные дополнительные каналы-шины (aux). После создания новой шины в проекте на всех каналах появится регулятор, позволяющий настраивать громкость посыла на эффект. Иными словами, он контролирует, насколько громкий сигнал из обрабатываемого канала отправляется на этот дополнительный канал-шину. Предположим, что эффект, который вы закинули на новую шину, — это реверберация. Пока регулятор уровня посыла находится в нижнем положении, на вспомогательный канал не будет отправляться никакой сигнал, а вокал останется сухим, необработанным. Поворачивая ручку, вы услышите, как добавляется реверберация. В песне «Break My Heart» появление той реверберации, которую мы слышали в середине первого куплета, достигается за счет автоматизации именно уровня посыла вокальной партии на вспомогательный канал, на котором и установлены все эффекты.
Эффекты
Есть и более простые способы работы с эффектами. В некоторых случаях могут понадобиться статичные реверберация или дилей на протяжении всего трека. Это может быть уместно, в зависимости от того, над чем вы работаете. Возможно, вы записываете мелодию в стиле прогрессив-хаус или какую-нибудь короткую фразу, которая будет появляться и исчезать время от времени. Может быть, вы написали простую песню для акустической гитары и голоса и вам не нужно, чтобы она звучала слишком профессионально. В обоих случаях (и во многих других) действительно простая статическая обработка окажется более эффективной.
Однако, если вы пишете музыку с более динамичной структурой: с взлетами и падениями, дропами и билдапами, куплетами, предприпевами и припевами, — нужно учиться грамотно управлять эффектами. Они, согласно структуре трека, также должны исчезать, чтобы потом в нужный момент снова появиться и порадовать слушателей.
Разумеется, реверберация и дилей не единственные доступные нам эффекты. Например, вокал можно насытить дополнительными искусственными гармониками, как это можно услышать в работах Джеймса Блейка или Джейкоба Кольера. Для такого приема нередко используется вокодер. Это эффект, который создает копии оригинального аудиосигнала с измененной высотой и модифицирует характер их звучания в зависимости от выбранного синтезатора.
Подобный эффект можно достичь, если просто продублировать необходимую дорожку, отсканировать ее в Auto-Tune или Melodyne и изменить ноты в партии. Помимо этого, существуют такие плагины, как Waves Ovox, которые позволяют вам подойти к решению такой задачи творчески.
Вообще, когда дело доходит до обработки звука эффектами, способов на него повлиять бесконечное множество. При чем это касается как легкого, едва заметного улучшения, так и радикального изменения всей партии до неузнаваемости. Каждый конкретный случай уникален, поэтому не бойтесь экспериментировать с чем-то новым, если все проверенные методы не принесли вам желаемых результатов.
Семплирование и ресемплинг
Помимо обработки эффектами не стоит забывать о том, что семплирование само по себе — мощный инструмент. В танцевальной музыке популярны всевозможные статтер-эффекты, которые зацикливают небольшие отрезки вокала. С помощью таких эффектов можно нарезать лид-вокал и разбросать различные партии по всему треку, добавив изменений по высоте и ритму. Также семплеры способны превратить обычный ван-шот семпл в продолжительные устойчивые текстуры, которыми можно играть целые аккорды. После семплирования вокала ничто не мешает вам продолжить играть с ним: поменять ноты в партии, добавить новые эффекты или вообще ресемплировать результат и начинать все сначала.
Способов записи, обработки и сведения вокала бесконечное количество. В идеале вам нужно стремиться к тому, чтобы изначальная запись была настолько качественной, насколько это возможно. Иначе вы рискуете потерять кучу времени пытаясь исправить различные нежелательные артефакты, которых можно было бы легко избежать.
Гранулярные эффекты
С более экстремальными настройками гранулярный синтез может превратить ваш вокал в какие-то космические атмосферные звуки, воздушные пэды или тревожные, высокие запилы. Главное помнить, если эксперименты с гранулярным синтезом зашли слишком далеко, и оригинальный вокал больше не узнать, всегда можно использовать технику параллельной обработки.
Источник.- Комментарии