Как создать идеальный бас на синтезаторе с нуля
Узнайте больше о низких частотах из руководства по синтезу басов.
Бас — основной элемент всех видов музыки, от фортепианных композиций до рока или джаза. В то время как верхние частоты могут быть домом хуков и гармоний, именно низкие частоты обеспечивают фундамент...
Это особенно актуально для электронной музыки, где качество басовой линии может завершить или убить трек. Хотя существует множество способов получения басовых звуков, синтез может быть наиболее универсальным подходом. Синтезаторный бас может иметь множество форм, от плавных аналоговых линий до гармонически сложных цифровых патчей.
Таким образом, синтез баса может быть как одним из самых простых, так и самым сложным процессом в создании электронной музыки. В базовом варианте солидный саб можно сделать при помощи простого синусоидального или треугольного осциллятора, огибающей усилителя и фильтра низких частот.
Хотя этого может быть достаточно для создания глубокой основы под более сложные звуки, для получения басовой партии, которая прорезает другие элементы и не теряется в миксе, придется обратиться к таким техникам, как наслоение осцилляторов, модуляция или дисторшн.
Сегодня мы сосредоточимся на синтезе баса во всех его проявлениях, проведем вас через основы к некоторым более продвинутым концепциям и идеям сведения. Итак, берите любой аппаратный или плагин-синтезатор, и начнем создавать бас.
Почему синтез?
Как и в любой другой форме создания звука, когда дело доходит до создания бас-линий, существует более чем один способ. Традиционно низкие частоты в музыкальной композиции заполняются акустическим инструментом, специально предназначенным для работы в этом диапазоне, например, пианино или бас-гитарой, а в последнее время — электрической бас-гитарой.
Все они остаются жизнеспособными вариантами в электронной сфере, как и сэмплирование. В обычных источниках сэмплов нет конца и края качественным басовым петлям и ваншотам.
Однако в сфере электронной музыки синтез басовых партий с нуля, несомненно, является наиболее гибким и универсальным подходом. Появление современных музыкальных технологий изменило подход к басовым звукам по двум направлениям. С одной стороны, с появлением первых коммерческих синтезаторов в 60х-70х представления о том, что такое "басовый" звук, значительно расширились. Если раньше басовые инструменты были довольно простыми с точки зрения тембра и использовались в основном для подкрепления более сложных гармоний и мелодий, то синтезаторный бас мог делать гораздо больше — преодолевать разрыв между низкочастотной основой и высокочастотным хуком.
Во-вторых, с развитием технологий колонок, наушников и усилителей диапазон низких частот, присутствующих в современной музыке, также значительно расширился. Концепция суббаса — частот ниже 60 Гц, в самом низу слышимого спектра — не рассматривалась 50 лет назад, но теперь играет важную роль в создании музыки, предназначенной для клубных систем.
И наоборот, портативные носители, от автомобильных стереосистем до телефонов и Bluetooth-колонок, означают, что музыка регулярно потребляется на устройствах, которые могут вообще не воспроизводить эти самые низкие частоты. Это ставит перед современными музыкантами интересную задачу: как создать басовые тона, способные работать на больших системах, но при этом передающиеся на маленькие колонки.
Синтез предлагает лучший набор инструментов для ее решения. В аналоговой области, накладывая осцилляторы и применяя точную фильтрацию и модуляцию, мы можем сформировать басовые звуки, которые идеально подходят для заполнения частот, необходимых нашему треку, будь то глубокий саб или режущий среднечастотный бас (или гибрид того и другого). Цифровые методы синтеза, такие как FM или аддитивный, позволяют пойти еще дальше, создавая звуки с нуля — сложные, насыщенные синтезаторные тона, полные движения и охватывающие весь частотный диапазон.
Даже если вы собираетесь использовать сэмплы, пресеты или свою верную бас-гитару, есть реальная польза от изучения того, как создать синт-бас с нуля. Понимание основ поможет принимать правильные творческие решения и знать, как найти подходящий бас для работы.
ОСНОВЫ БАСА
Независимо от того, используете ли вы аналоговый, виртуально-аналоговый, цифровой или сэмплерный синтезатор, во всех подходах есть несколько общих принципов, которые помогут создавать цельные, характерные басовые патчи.
Будьте проще
Всегда старайтесь подходить к созданию бас-патчей с определенным методом или планом, чтобы не просто пробовать что-то наугад. Прежде всего, решите, какого типа звук вы хотите получить. Должен ли он быть пробивным? Резонансным? Тонким? Жирным? Все перечисленное? Как только это будет установлено, вы можете начать думать о звуке, количестве необходимых осцилляторов и типах форм волны.
Часто оказывается, что для создания звука достаточно одного или двух осцилляторов, поэтому всегда начинайте с одного осциллятора и пробуйте получить желаемый звук, а затем добавляйте новые по мере необходимости (базовая форма аддитивного синтеза). В значительной степени успех звучания одного осциллятора зависит от мощности и богатства осцилляторов в используемом синтезаторе и от того, как вы их обрабатываете.
У каждого синтезатора свой характер, но старайтесь использовать тот, который имеет мощные осцилляторы, фильтры и резкие огибающие, например Korg MS-20, Novation Bass Station II или плагины вроде Arturia Pigments или Kilohearts Phase Plant.
Уровни осцилляторов
При создании многоосцилляторных басовых звуков легко не обратить внимания на уровни осцилляторов и просто выставить их на полную мощность, но вскоре вы можете получить нежелательные результаты. Частоты и волны каждого осциллятора взаимодействуют по-разному в зависимости от того, как установлены их уровни друг относительно друга и насколько сильно они воздействуют на микшер синтезатора. Многие синтезаторы, особенно аналоговые, позволяют перегружать микшер для придания ему гармонической насыщенности и рычания. Хотя это может быть то, что вам нужно, это не поможет, если вы хотите получить чисто звучащий бас, поэтому следите за уровнем.
Сочетание треугольных и pulse волн — отличный метод получения басовитого, но режущего тона. Однако если вы установите слишком высокую громкость pulse волны на микшере, а треугольной слишком низкую, получите резкий звук, прорезающий микс, но практически без баса.
Отстройка осцилляторов
Выбирая высоту тона осцилляторов, переведите их на одну октаву. Установите оба на на октаву ниже и послушайте результат. Затем установите один на октаву выше, оставив другой в том же положении, и послушайте. Затем один на на октаву ниже, другой на две октавы выше и послушайте, и так далее. Часто бывает полезно иметь в миксе осциллятор, настроенный на более высокую октаву, так как это поможет басам прорезаться и на небольших колонках.
Имейте в виду, что если разнести тональность двух осцилляторов слишком далеко друг от друга, то будет сложнее добиться слияния звуков, поскольку возникнет большой частотный разрыв. Иногда это полезный эффект, но чаще всего чем ближе друг к другу тона, тем более цельным будет звук. Использование тонкой детонации — не более нескольких делений — между осцилляторами также может добавить хорус, движение и толщину.
Отмена фазы
Совместное использование двух или более осцилляторов может привести к фазовой аннуляции. Это происходит, когда два осциллятора настроены на одну и ту же волну, но один из них слегка отстроен, в результате чего они гасят друг друга в определенных точках циклов, забирая мощность у басового звука. Если вы удерживаете ноту, а мощность звука кажется затухающей в определенных точках, то, скорее всего, у вас фазовое искажение. Отрегулируйте детюнинг, форму волны и относительную громкость осцилляторов, пока фазировка не прекратится.
Иногда фазировка даже полезна, ведь порождает звуки, похожие на классический Reese бас, который часто используется в техно и драм-энд-бейс. Использование жесткой синхронизации осцилляторов также отлично подходит для залоченной на питче фазы или вокалоподобных звуков. Попробуйте синхронизировать осциллятор 1 с осциллятором 2, а затем с помощью колеса мод отрегулируйте частоту осциллятора 2.
Важность фильтров
Когда речь идет о создании басовых патчей для синтезатора, исходные осцилляторы, безусловно, важны, но фильтр синтезатора играет не менее важную роль.
Почти все басовые патчи в аналоговом стиле используют фильтр низких частот — он отфильтровывает определенное количество высоких частот, оставляя только низкие. Различные наклоны, 12, 16 или 24 дБ (они же 2-, 3- или 4 полоса), обеспечивают разную степень фильтрации, что приводит к "более темным" или "более светлым" басовым звукам.
Конструкция самого фильтра также может сыграть важную роль в характере баса. Лестничный фильтр Moog, например, славится ровными и глубокими тонами, в то время как MS-20 от Korg более агрессивен, с самоколеблющимся резонансом, который сам по себе может действовать как осциллятор. А то, как резонансный фильтр Roland TB-303 взаимодействует с акцентами и огибающей, само по себе помогло создать эйсид-хаус и техно.
Резонанс
Резонанс создает "пик" на частоте среза. На низких уровнях это может помочь подчеркнуть звучание баса или добавить удар на высоких частотах. При повышенном уровне и модуляции он создает "бурлящие" тона кислотных бас-линий.
Модуляция
Модуляция фильтра может стать ключом к оживлению басовой линии. Короткая, резкая огибающая позволит добиться "удара" в средних частотах, сохраняя при этом низкое и приглушенное звучание баса. Медленное увеличение отсечки фильтра — отличный способ "построить" трек.
Drive
Многие синтезаторные фильтры включают в себя тот или иной драйв или дисторшн. Усиление драйва в синтезаторе на стадии фильтра может быть отличным способом добавить дополнительные гармоники, которые добавят столь необходимое присутствие средних частот, чтобы поможет звуку прорезаться.
ЧТО ВХОДИТ В ФОРМУ ВОЛНЫ?
Возьмите любой синтезатор, будь он цифровой или аналоговый, и, скорее всего, в нем будет использоваться несколько осцилляторов или сэмплированных волн в качестве строительных блоков каждого звука. Возьмем, к примеру, Minimoog. У него три осциллятора, каждый из которых имеет несколько форм волны, среди которых треугольник, обратный зуб пилы (рампа), квадрат и две pulse волны (узкая и широкая).
Каждая из этих волн имеет свой собственный уникальный звуковой характер, что придает басовым звукам синтезатора Minimoog особое звучание. В наиболее эффективных басовых звуках используется от одного до трех осцилляторов, а сочетание различных форм волн позволяет усилить в звуке низкие частоты, придать ему упругости, ширины и воздушности.
Sine
Синусоидальная волна — это самая "чистая" форма волны синтезатора, содержащая только основные частоты без обертонов. В результате она звучит четко и гладко. Синусоиды идеально подходят для создания простых и мощных суббасов, хотя для того, чтобы услышать их на многих акустических системах, вам придется наложить сверху дополнительную форму волны, применить искажения или модуляцию.
Triangle
Треугольная волна мягкая и содержит нечетные гармоники от основной частоты (самая низкая точка в цикле волны). У нее нет особого привкуса, средних и верхних частот, но есть небольшой верхний гул, и она идеально подходит для добавления веса.
Пила
Пилообразная волна является основой для многих ярких или режущих звуков и содержит как четные, так и нечетные гармоники. Она имеет приятный привкус, жужжание и яркий край в своем характере, в то время как сама по себе звучит достаточно солидно и используется для создания басовых и lead-звуков (особенно при фильтрации).
Квадрат
Как и треугольная, квадратная волна содержит только нечетные гармоники, что придает ей более пустое звучание. Однако ее плоские края и углы придают ее характеру более плотный тон и некоторую яркость, что делает ее подходящей для полых, но режущих басов и лидов.
Pulse
Характер pulse волны кусачий, но в то же время довольно носовой, и подходит для более тонких басов и лидов. Она содержит как четные, так и нечетные гармоники. Развивающиеся басовые звуки можно получить, изменяя ширину волны или пульса волны.
Волновые таблицы и цифровой бас
Если у вас есть оригинальный Massive от NI, загрузите его пресет Brutal Electro, сыграйте несколько низких нот и подстройте макросы синтезатора. Этот волновой патч был печально известен в кругах дабстепа в 2010-х годах, и вы узнаете его густой, модулирующий характер.
Осциллятор волнового синтезатора представляет собой набор одноцикловых волновых форм, сканирование которых позволяет создавать гармонически сложные тона. Старые аппаратные волновые синтезаторы имели "ступенчатое" звучание при развертке, но современные плагины обеспечивают плавное сканирование между типами волн и создают уникальные гармонические текстур.
Massive — не единственный синтезатор с волновыми таблицами: его продолжение, Massive X, обновляет концепцию, а такие плагины, как Kilohearts Phase Plant, Arturia Pigments или Wavetable от Ableton, предлагают более современный подход.
Многие современные исполнители "басовой музыки", такие как Skrillex и Noisia, приписывают часть своего басового звучания FM-синтезу — цифровому типу синтеза, известному своей сложностью и диссонансами. Ставший популярным в начале 80-х благодаря реалистичным колокольчиковым и фортепианоподобным тонам Yamaha DX7, FM-синтез использует частоту "модуляторных" осцилляторов (или операторов) для модуляции частоты "несущих" операторов.
FM8 от NI и Ableton Operator — самые мощные FM-плагины, а F.'em от Tracktion — вероятно, самый мощный FM-синтезатор. FM-системы также возрождаются в аппаратном обеспечении: например, Digitone от Elektron и Opsix от Korg являются мощными машинами для создания басов.
Все звуки состоят из множества синусоид, или гармоник, и аддитивный синтез объединяет большое количество частиц для создания гармонически насыщенных и интересных синтезаторных тонов. Razor от NI — основной плагин аддитивного синтеза с параметрами, похожими на субтрактивные. Он оснащен такими функциями, как фильтрация и реверберация на более глубоком гармоническом уровне. Alchemy от Logic и Arturia Pigments также обладают впечатляющими аддитивными движками.
Однако современные взгляды на бас не ограничиваются аналоговой сферой. Bass Station II от Novation, Monologue от Korg и Brute от Arturia — все это аппаратные синтезаторы, способные к кросс-модуляции порождающей уйму поразительных и уникальных бас-звуков, с бонусом в виде ручного управления и возможности подстройки.
Гибридные аналогово-цифровые синтезаторы, такие как Super 6 от UDO, Mini/MicroFreak от Arturia и Minilogue XD от Korg, предлагают сочетание аналогового скрежета и цифровой сложности.
- Комментарии