Как выбрать студийные мониторы и начать слышать микс
Пассивные, активные, саб, двухполосные или трехполосные? Руководство укажет правильное направление, и вы выберете идеальные мониторы для своей студии.
Вы потратили несколько часов на работу над треком в домашней студии, и после тщательной настройки микса вполне довольны тем, как он звучит. Но потом в другом месте замечаете (в студии вашего приятеля, в машине, на телефоне или даже через клубную акустическую систему), что микс звучит совсем не так, как в рабочей комнате. Баланс неправильный: нижние частоты шумят, высокие — резкие, а вокал и ведущие инструменты слишком тихие (или громкие) по отношению к остальным партиям. Звучит знакомо? Если да, то, возможно, ваша система мониторинга нуждается в переосмыслении!
Что же отличает профессиональные студийные мониторные колонки? Зачем они нам нужны? Разве обычные hi-fi колонки не справятся с этой задачей? Нет. HI-fi колонки усиливают воспроизводимую через них музыку. Их цель — впечатлить мощными басами, завышенными средними и высокими частотами — идеально для обычного слушателя, но не очень хорошо, когда нужно понимание микса.
В отличие от них, студийные мониторы призваны показать истинную картину звука, выходящего из ваших колонок, со всеми недостатками. Эта бескомпромиссная картина баланса микса означает, что можно делать важные шаги в сведении, будучи уверенными в том, что услышанное будет передано на все остальные системы воспроизведения. В этом отношении мониторы, как правило, менее приятны на слух, а в некоторых случаях и более утомительны, чем hi-fi колонки, где тональный баланс разработан таким образом, чтобы улучшить звучание музыки для обычного слушателя.
Студийные мониторы бывают разных форм, размеров и типов, поэтому стоит точно знать что нужно, что есть и чего хочется достичь. Первое, на что мы обратим внимание, — это усиление.
Активные или пассивные?
Электрические сигналы, поступающие с микшерного пульта или аудиоинтерфейса, калибруются до другого уровня, чем тот, который требуется для обычных колонок. По этой причине почти каждый монитор нуждается в усилителе, который придает сигналу дополнительный импульс. Этот усилитель может быть либо встроен в саму колонку (активные мониторы), либо использоваться отдельно (пассивные колонки).
Подавляющее большинство мониторов сегодня — активные со встроенным усилителем класса D, но есть и заметные исключения. Знаменитые NS10 от Yamaha, например, пассивные. Некоторые производители высокого класса, такие как PMC, Amphion, ATC и MunroSonic, все еще выпускают пассивные мониторы. Однако для средней домашней студии активные мониторы обычно гораздо практичнее, поскольку решают проблему поиска и подбора усилителя, который не только будет занимать лишнее место, но может влететь в копеечку.
Двухполосные и трехполосные
Сложно не заметить, что в некоторых моделях есть два динамика, в других — три и т.д. Один динамик не может должным образом справиться как с низкими, так и с высокими частотами, поэтому наличие нескольких динамиков, каждый из которых предназначен для своего частотного диапазона, позволяет добиться гораздо более точного звучания.
В классической двухполосной колонке используется один низкочастотный динамик, предназначенный для воспроизведения низких частот, и твитер, излучающий средние и высокие частоты. Сигналы разделяются кроссоверным фильтром, который, как можно догадаться, делит входной сигнал на низкие и высокие частоты. В дешевых мониторах точка кроссовера находится в важной области средних частот, поэтому многие мониторы высшего класса имеют трехполосную (или даже четырехполосную) конструкцию, в которой присутствует больше динамиков, для того чтобы сохранять ключевые средние частоты свободными от кроссовера.
Увеличение размера
Как правило, чем больше монитор, тем большую мощность он может выдать и тем больше будет низа. Размер комнаты и то, насколько хорошо она акустически обработана, вероятно, определят размер монитора, который она может выдержать: большие и громкие мониторы могут легко перегрузить небольшое пространство.
Мониторы ближнего поля предназначены для размещения довольно близко к ушам слушателя в типичной домашней студии. Средние поля, напротив, предназначены для размещения на большем расстоянии друг от друга в больших помещениях. Наконец, в профессиональных студиях обычно устанавливаются огромные полнодиапазонные мониторы, называемые главными.
Размеры мониторов зависят от диаметра НЧ-динамика, причем это число часто является частью номера модели. В мониторах ближнего поля оно может составлять от 3 до 8 дюймов. Для большинства небольших и средних помещений вполне хватает мониторов ближнего поля.
Порты вызова
Если не вдаваться в технические подробности, то басовый порт монитора — это открытое отверстие или труба, через которую воздух выходит из монитора, и которая настроена на резонанс в области низких частот. Оно помогает расширить низкочастотную характеристику монитора. Порты басового фазоинвертора могут быть направлены вперед или назад. В последнем случае близость монитора к стене может создавать проблемы, поэтому старайтесь избегать портов, направленных назад, если вы не можете расположить мониторы на расстоянии не менее фута от стены.
И наоборот, в других моделях отказываются от фазоинверторных портов, которые могут завышать низкие частоты и демонстрировать едва заметные искажения, в пользу герметичного корпуса, линии передачи или даже кардиоидной конструкции, которые могут дать менее завышенный, более плотный бас и лучшую низкочастотную переходную характеристику.
Подключение
Что касается соединений, через которые сигналы поступают в мониторы? Активные мониторы могут иметь разъемы jack, XLR, phono, цифровые и/или USB, и они предназначены для подключения непосредственно к вашему аудиоинтерфейсу или компьютеру. Если интерфейс имеет балансные выходы, выбирайте для мониторов балансный XLR или джек-вход, чтобы снизить уровень шума.
Для пассивных мониторов придется направить выход интерфейса или компьютера на усилитель, а затем подключить его к мониторам. Активные мониторы, как минимум, оснащены регулятором уровня, а также регуляторами эквалайзера с компенсацией помещения.
Нужен ли сабвуфер?
Многие мониторные колонки воспроизводят низкие частоты только до 40-60 Гц (в зависимости от конструкции), поэтому добавление сабвуфера позволяет расширить общую частотную характеристику всей системы мониторинга обычно до 20 Гц. Это позволяет слышать, что происходит в дозвуковой области, лучше смешивать ударные и басы, проверять наличие гула и в целом приводить в порядок нижнюю часть микса. Более того, поскольку нам трудно определить направление нижних частот (обычно ниже 80 Гц), этот довольно громоздкий сабвуфер можно спрятать в удобном месте в любой точке студии.
Звучит просто, верно? Но не все так просто. Во-первых, добавление сабвуфера фактически создает еще одну частоту кроссовера в вашей системе, и даже хорошо настроенные системы могут звучать раздражающе оторвано как раз на важных басовых частотах. Кроме того, саб может выявить низкочастотные режимы в вашей комнате, создавая громкие и тихие области на определенных частотах — для устранения этого может потребоваться сочетание более качественной обработки комнаты (улавливание басов), перемещение саба (методом проб и ошибок) и инвертирование его фазы (если у вашего саба есть такая возможность).
Однако несмотря на все сложности сабвуферы могут обеспечить качественные низкие частот, и в худшем случае можно просто использовать сабвуфер время от времени для проверки баланса низких частот.
- Комментарии