Советы по прокачке живой импровизации
На чём фокусироваться, если хочешь прокачать навык живых выступлений? Предлагаем почитать размышления профессионалов, у которых за плечами несколько десятилетий работы на сцене.
Nick Ronin
Ник Ронин — продюсер, исполнитель и организатор мероприятий. Начинал свою деятельность с организации обычных вечеринок, а теперь работает на огромном количестве сцен как больших, так и андерграундных фестивалей. Является преподавателем музыкальных курсов в школах Point Blank, ICMP и Guildhall School of Music & Drama, организатором мероприятий London Ableton Live User Group и LinkJam, руководителем аудиовизуальных ивентов Crux, проводящихся с 2014 года.
Ник: "Раньше я занимался подбором звукового оборудования. В своё время мы устраивали вечеринки каждую неделю. Это привело к тому, что я чуть позже начал организовывать киновечера, художественные выставки, фестивали... и ещё много всего. Я считаю, что организация мероприятий — это очень творческий процесс, и благодаря опыту работы дизайнером и техником мне удавалось выполнять большинство задач самостоятельно.
В Лондоне мы проводили электронные музыкальные джем-сешны, синхронизируя оборудование и компьютеры с MIDI по сети. Потом появился Ableton Link и значительно упростил нам жизнь. В конце концов мы решили развить такие сешны в полноценные мероприятия, что привело к появлению LinkJams. Иногда мы запускаем их в формате аудио-визуальных ивентов, к нам приходят VJ с собственными проекторами. Выходят LIVE видео-джеммы.
Я считаю, что джем-сейшны — это отличный способ для музыкантов практиковатьcя выступать. Вам не нужно накручивать все звуки самостоятельно или беспокоиться об управлении всем сетом. Такие мероприятия учат таймингу, сведению живого звука и, что самое важное, тому, как слушать других музыкантов и взаимодействовать с ними. У нас много новичков, приходящих на наши джемы, и они обычно очень хорошо реагируют на процесс и, кажется, многому учатся, принимая участие, а не просто пассивно наблюдая."
Matt Katz-Bohen
Мэтт Кац-Бохен провёл свое детство, изучая музыку. Он был гитаристом и музыкальным директором нью-йоркской рок-группы The Touchables, работал с такими артистами, как Jody Watley, Princess Superstar, Lady Miss Kier, Justin Vivian Bond, Mink Stole и John Cameron Mitchell. Выступал с Boy George, Tony Bennett, Ashford & Simpson, Psychic TV и Sharon Needles. Сегодня он является музыкальным руководителем вечеринки Bowieball в Нью-Йорке. Мэтт присоединился к группе Blondie в качестве клавишника для мирового концертного тура 2008 года и продолжает оставаться членом легендарной группы до сих пор.
Мэтт: "Меня отдали на уроки игры на фортепиано в семь лет. Потом я попал в школьный оркестр, где играл на скрипке. Затем в возрасте примерно 18 лет начал выступать с живыми выступлениями (на гитаре). На концертах я обычно играю на гитаре Les Paul, которую пропускаю через VoxAC15 или 30. Я также люблю педали Death By Audio. Что касается клавишных — это Roland Fantom, Sequential Prophet Rev2, Korg CX-3 и Ableton Live, управляемые MIDI-клавиатурой Novation.
Я играю вживую с другими музыкантами, потому что среди них создаётся особая магия, такая встреча умов. Также во время написания вы заметите, как интересно и быстро меняется энергетика, когда в комнате находятся люди. Гораздо быстрее, чем если бы вы играли там же, но в одиночестве. Многие песни, которые я написал сам или в соавторстве, начинались с обычного джема. Особенно это касается моей действующей группы Princess Goes To The Butterfly Museum.
Мои советы для джеминга: слушайте других так же много, как и играете. Возможно даже больше. Если нарастает монотонность, попробуйте переключиться на новый инструмент, в котором вы не уверены на 100% — новую клавиатуру, барабаны или что-то еще, что под рукой.
Выступления вживую и продакшн— это два совершенно разных мира, у каждого из которых свои плюсы. Когда я записываю инструменты или пишу что-то, я часто представляю комнату, заполненную людьми, которые всё слышат. Они танцуют? Двигаются ли они вообще или стоят с открытыми ртами? Возможно, они поворачиваются и бегут к ближайшему выходу. Если на ум приходит последний вариант, возможно, я захочу попробовать что-то другое."
Graham Dowdall (aka Gagarin)
Грэм — музыкант и музыкальный педагог. В качестве сольного артиста выступает под псевдонимом Gagarin. Является членом иранской фолктронной группы Roshifeat. Pars Radio и Pere Ubu. Барабанщик, который увлекся электроникой и сэмплингом. Гастролировал по миру более 30 лет и внёс вклад в десятки работ. Провёл огромное количество различных семинаров, тренингов и консультаций. Преподает в Goldsmiths, University Of London, где ведет курс Community Music.
Грэм: "Я играл вживую более 40 лет. В настоящее время играю на сэмплере MPC Live, который управляется пэдами SPD-6. Этот инструмент я пропускаю через педаль TC Electronic Flashback 2 delay. Для моих сольных выступлений в Roshift Pars Radio я использую iPad с приложениями SAMPLr и Thor. В проекте Pere Ubu играю на Novation Xiosynth.
В целом, больше предпочитаю физическую аппаратуру, так как она стабильнее, надёжнее и предназначена исключительно для музыки, а не для переписки в мессенджерах. Интерфейс между исполнителем и звуком намного проще. Кроме того, игра на инструменте куда более зрелищна и позволяет избежать залипания в экран. Хотя я всё равно иногда использую iPad. У меня всегда есть набор звуков и нотных последовательностей из ранее созданного материала, а также несколько скелетных лупов, которые я использую как основу для импровизации.
В мире электронной музыки мы можем начинать композицию с чьей-то чужой идеи. Я люблю развивать чужие идеи и реагировать на них — это заставляет меня играть совершенно по-другому. Работа с людьми, использующими разные инструменты, особенно интересна, так как разные тональные палитры зачастую заставляют реагировать и дополнять. Мне нравится играть с музыкантами разных стилей — сам работаю с людьми, играющими экспериментальный рок, иранскими певцами, джазистами и иногда электронщиками, но редко.
Слушай больше — играй меньше. Помните, что если есть аудитория, музыка играет для них. Не только для вас. Не играйте слишком длинные партии и не пытайтесь заканчивать одну часть, а затем начинать заново с чего-то нового. Не бойтесь повторений ритма или мелодии. Они не враги."
Оригинальная статья.
- Комментарии
Загрузка комментариев...