Введение в мир модульных синтезаторов
Если ты сегодня увлекаешься продакшном электронной музыки, скорее всего, ты так или иначе часто сталкиваешься с модульными синтезаторами. В наши дни для музыкального продюсера практически невозможно просматривать социальные сети, YouTube или музыкальные публикации, не натыкаясь на стену модулей в студии или портативную модульную установку на сцене, запутанную в паутине разноцветных соединительных кабелей.
Doepfer A-100 Analog Modular System
Тем не менее, за последнее десятилетие в мире модульных синтезаторов все сильно поменялось, и их популярность взлетела до небес. Пожалуй, даже можно сказать, что мы переживаем настоящий ренессанс модульных синтезаторов. Более того, чем больше эти мощные музыкальные инструменты находят свое применение в треках различных артистов, тем больше музыкантов приобретают или, хотя бы, хотят приобрести собственные модульные системы. Это, в свою очередь, побуждает производителей выходить за рамки и создавать все более интересные и инновационные модули. Конечный результат — более разнообразная по звучанию музыка и огромное количество музыкантов, открывающих (или переосмысливающих) для себя радость саунд-дизайна.Возможно, у тебя уже есть модульный синтезатор или ты только хочешь начать свое собственное путешествие в этот увлекательный мир. Может быть, ты рассматриваешь возможность покупки системы, но тебя напугали высокие цены и огромное количество различных вариантов. А может, ты приобрел систему, но совершенно не знаешь, что делать и с чего начать. В таком случае, мы решили перевести серию небольших туториалов про модули, чтобы помочь нашим читателям разобраться во всех аспектах и нюансах этого явления современного синтезаторостроения. В этой серии мы начнем с самых основ и постепенно перейдем к более сложным темам.
Итак, модульный синтезатор — это синтезатор, состоящий из (пам-пам!) модулей.
Модули, в данном случае, — это электронные схемы, предназначенные для выполнения определенных задач, так или иначе, связанных с музыкой. Например, есть модули, которые издают звуки («осцилляторы»), модули, которые их фильтруют или которые смешивают звуки из разных источников вместе, и еще огромная куча различных модулей. Общее количество насчитывает более тысячи различных моделей, изготовленных сотнями производителей, но обычно они попадают в одну из следующих категорий:
- Осцилляторы
- Фильтры
- Усилители
- LFO
- Генераторы огибающих
- Эффекты
- Различные утилиты
Make Noize Modular System, photo by Brandon Daniel
Модули очень похожи на блоки LEGO. Вы можете свободно соединять их по своему усмотрению и при этом достигать очень интересных результатов. Бытует мнение, что для создания действительно интересных звуков нужно сразу собрать множество модулей. Это не так. Вы можете многого достичь и с небольшим набором, а, поскольку ваша коллекция модулей будет неизбежно расширяться, со временем, вы сможете создавать все более сложные и интересные звуки.
Зачем так много проводов?
Модули в кейсе внутренне никак не связаны друг с другом. Это означает, что система не может издавать звуки, пока вы не подключите модули друг к другу с помощью соединительных кабелей (патч-кабелей). Эти кабели просто соединяют или «патчат» выход одного модуля со входом другого.Это подводит нас к самому важному различию между модульными и немодульными синтезаторами: традиционные немодульные синтезаторы обычно имеют один путь прохождения сигнала по его составным частям (тракт), в то время как модульный синтезатор позволяет вам подключать свои модули между собой любым способом, который только придет вам в голову. Если у вас есть необходимые модули, вы спокойно можете запатчить свой модульный синтезатор так, чтобы он вел себя как классический, например, Minimoog. А можете просто баловаться и создавать сумасшедшие, сложные потоки сигналов, которых в коммерческом продукте вообще невозможно добиться — все полностью зависит от вас. Такие возможности могут напугать некоторых пользователей, которые привыкли работать с предустановленными пресетами, но эта гибкость открывает безумные возможности и сразу покорит тех из нас, кто любит саунд-дизайн.
Fixed architecture (Moog Sub 37) vs. Modular architecture (Moog Modular Systems)
Возможности саунд-дизайна растут экспоненциально
Поскольку модули соединяются вручную с помощью патч-кабелей и работают вместе, каждый новый модуль не просто добавляет что-то новое в вашу систему, но, по сути, полностью ее обновляет. Например, если вы чувствуете, что уже изучили вдоль и поперек все возможности вашей нынешней системы, а ваши эксперименты звучат «устарело», добавление даже одного нового модуля в микс может заставить вашу систему сиять совершенно другими красками. Это связано с тем, что один новый модуль открывает новые возможности патчинга для всех уже существующих. Такая концепция очень отличается от традиционных синтезаторов, где вы не можете просто добавить в тракт новый фильтр или осциллятор при желании. С немодульным оборудованием, вам предоставлены только те возможности, которые предусмотрел производитель.Что конкретно проходит через эти кабели?
Одним словом, электричество. Кабели передают низковольтные электрические сигналы, и, по сути, ничем не отличаются от других кабелей в вашей студии. В мире модульных синтезаторов есть два типа сигналов, которые можно передавать (аудиосигналы и управляющее напряжение), но, на самом деле, они являются ничем другим, как электрическими напряжениями.Давайте разберемся в каждом типе сигналов:
- Аудиосигналы — это «музыкальные» сигналы, которые вы можете прослушать, если подключите их к активному динамику. Эти сигналы аналогичны выходным сигналам любого линейного уровня, как например, на выходе аудиоинтерфейса, который вы подключаете к студийным мониторам. В модульном синтезаторе, если вы подключаете выход осциллятора на вход фильтра, вы отправляете звуковой сигнал этого осциллятора в фильтр для дальнейшей обработки.
- Управляющее напряжение («CV») — это «немузыкальные» (и зачастую даже неслышимые) электрические сигналы, которые используются для запуска и автоматизации различных параметров модулей. Другими словами, CV — это просто способ заставить модули «общаться» друг с другом, используя электрическое напряжение. Например, предположим, что вы хотите автоматизировать частоту среза фильтра с помощью модуля огибающей ADSR. Вы можете сделать это, подключив выход ADSR к CV-входу на модуле фильтра. Это позволит огибающей автоматически управлять фильтром без необходимости физического поворота регулятора cutoff. Вы не услышите сам фактический сигнал CV, но вы услышите его влияние на аудиосигнал.
Управляющее напряжение можно подразделить на две категории, но мы рассмотрим это подробнее в следующей статье. Все, что нам нужно сейчас знать, это то, что есть два вида сигналов (аудио и CV), и оба они являются ничем иным, как электрическим напряжением, протекающими через кабель. Все просто.
Пожалуй, для начала этого хватит...
Теперь, когда мы рассмотрели самые основы, мы можем начать углубляться в детали. В следующей статье мы поговорим о различных форм-факторах модульных синтезаторов (например, «Eurorack/3U», «Serge/4U» и «Moog/5U»), а также рассмотрим различные виды управляющего напряжения и то, как можно использовать CV.
- Комментарии